Все люди что-то отдают и что-то получают во время общения, коммуникации, отношений. И это нормально. Но только до тех пор, пока соблюдаются границы. Когда обмен становится неравноценным, баланс нарушается: кто-то становится манипулятором, а кто-то жертвой.
Как перестать быть тем самым человеком, которым все вокруг пользуются, и защититься от знакомых, во всем ищущих выгоду?
Многие видят решение этой проблемы в кардинальных изменениях поведения: становятся грубыми, эмоционально холодными, эгоистичными личностями. Или же закрываются от всех и не хотят выходить на контакт. Но этот метод лишь усугубляет ситуацию.
Чтобы перестать быть жертвой манипуляторов, нужно, в первую очередь, работать над собой. Учиться давать отпор, воспитывать в себе самоуважение и поднимать самооценку. А что касается конкретных действий, психологи советуют следующее:
1. Перестать во всем чувствовать себя виноватым
Для достижения своих целей, манипуляторы часто строят из себя обиженных. Человек, от которого что-то нужно, начинает чувствовать себя виноватым, думая, что действительно сделал что-то не так. В итоге пытается всеми способами загладить свой поступок, соглашаясь на все просьбы и условия.
Вина (если она есть) должна быть соизмерима с извинениями. Например, сотрудник случайно задел коллегу и тот пролил кофе. Достаточно просто попросить прощения и вызвать уборщицу. А вот выполнять весь день его поручения – это уже слишком.
2. Не бояться называть цену
Если человек является профессионалом в какой-нибудь сфере, в его окружении непременно найдутся те, кто захочет получить результаты его труда даром. Но не стоит вестись на их уговоры, ведь они не нуждающиеся, а просто наглые люди. Нужно ценить себя и уметь отказывать, чтобы в итоге не стать безотказным человеком и бесплатным мастером.
3. Сопоставлять объемы просьб и услуг
В жизни, как и в бизнесе, часто заключаются сделки «дашь на дашь». То есть, люди не продают свои товары или услуги, а обмениваются ими. Однако зачастую происходят ситуации, когда обмен становится неравнозначным. Например, директор магазина выдает продавцу небольшую премию, но за это тот должен работать без выходных целый месяц.
Прежде чем соглашаться на подобные сделки, необходимо выяснять все условия и соизмерять размеры услуг.
4. Оказывать помощь разумно
«Ты- моя последняя надежда!», «Без тебя я просто пропаду!», «Мне больше не к кому обратиться» - очень часто друзья используют эти и подобные фразы, чтобы получить желаемое. Они знают, что только человек с железными нервами не согласиться на такие уговоры. Однако получив то, что было нужно, эти страдальцы вдруг исчезают и не появляются до следующей проблемы. Если такое поведение повторяется раз за разом, то надо задуматься, а стоит ли всегда и во всем помогать этим людям.