ОСАГО, то есть обязательное автострахование, появилось в России в 2003 году, хотя введение чего-то подобного обсуждалось еще в СССР. Сама идея, безусловно, хорошая и за рубежом существует очень давно. С одной стороны, приход этого в Россию - это неплохо, а с другой...
ОСАГО все больше и больше похоже не на благо для автовладельцев, а на узаконенную "обдираловку"
Автор публикации высказывает свое личное мнение
С каждым годом мы видим все более изощренные уловки и способы просто не платить людям. А сейчас все дошло до того, что ОСАГО стало просто бессмысленным, на мой взгляд - застрахованный автовладелец, по сути, несет только убытки. Почему? Давайте, попробую объяснить.
Расчеты ремонта
Вот вам простой пример: человек разбил фару автомобиля Ауди в ДТП. Фара эта очень дорогая и стоит 214 000 рублей. Сумасшедшие деньги за фару, однако, она именно столько и стоит. Это стоимость оригинала, аналог стоит около 76 000 рублей, что тоже немало. Автостраховщики считали, считали и насчитали человеку выплату... в 2400 рублей. Две тысячи четыреста рублей. Вместо двухсот четырнадцати.
Как такое возможно?
А легко! Цены на запчасти по выплатам ОСАГО в России регулируются Центробанком и Союзом Автостраховщиков. Для этого создана некая база РСА, в которую включены цены на запчасти - оттуда страховщики и берут размер выплат. Цены на запчасти вносятся в базу и становятся законными. Но вот вопрос: а кто и по каким критериям определяет цены на запчасти перед внесением в эту базу?
Как вы уже догадались, кто бы не вносит эти цены в базу, делает он это очень странно: они всегда сильно занижены по отношению к реальным ценам на рынке автозапчастей. Думаю, что делается это специально, чтобы страховщики платили меньше.
Более того, цены в базе могут не меняться годами! То есть, запчасти уже подорожали в 2 раза, а цены в базе все еще 4-летней давности. И делайте, что хотите - цены совершенно законны, вот вам и заплатят сумму 4-летней давности.
Хотите еще? Зачастую, в базу внесены цены не на оригинальные запчасти, а на дубликаты! Как? Почему? Нет ответа. Вы разбили оригинальную деталь, а выплатят вам как за дубликат.
Коэффициент износа
Еще одна уловка или наглый грабеж - называйте как хотите. Как известно, страховщики платят только 50% от суммы, если автомобиль старый. А старых авто у нас большинство, как вы понимаете. А теперь включаем логику: вы едете на своем подержанном авто и в вас врезаются. Да, ваш автомобиль не новый, но он целый и оригинальные запчасти на него стоят денег.
Что будет? А будет то, что цены возьмут из базы, в которой они явно занижены и... выплатят вам только 50% от этой и без того маленькой суммы! Стоп! Машина была целая? Была! На эту сумму можно отремонтировать ее до состояния "до ДТП"? Нет! Какой толк от такой страховки?
А возможно, что в базе вообще только дубликаты. Ставить дубликаты? Стоп снова! Детали были оригинальные, почему я должен ставить дубликаты? То есть, в любом случае, автовладелец в минусе. При любом раскладе!
А теперь главный вопрос страховщикам: если вы выплачиваете 50% от суммы... то почему мы платим за полис все 100%?
Что за бред с этими коэффициентами вообще? У меня был целый автомобиль с оригинальными деталями - я плачу за то, чтобы он был таким же после ДТП. Стояли оригинальные детали - ставьте оригинальные детали. Мне плевать, сколько это вам будет стоить.
Как бороться?
Делать независимую экспертизу. Пусть вам считают каждый болтик, который пострадал в ДТП и считают по реальным рыночным ценам. Почему каждый болтик? Потому, что страховщики считают очень "интересно": они не считают все, что нужно.
Например, вы повредили дверь в ДТП. Страховщики заглянут в базу, где ваша дверь записана просто "дверь". Но в двери стеклоподъемник и еще много всего - это страховщики не считают в большинстве случаев. Вы повредили дверь? Вот вам и выплатят как за пустую дверь, минус 50% за износ. Поэтому и нужна независимая экспертиза, чтобы было подсчитано все, что в этой двери было.
А потом суд и долгие судебные разбирательства. Ну очень удобно и классно! Это был сарказм.