«Государство не интересует судьба ничтожных людишек, променявших могилы предков на чужеземное золото». Эмигранты на книжных полках.
24 июня 2003 года в выставочном зале Федеральных государственных архивов представляли книгу Марины Грей «Мой отец генерал Деникин». В свете этого события крайне сложно отделаться от впечатления, что Государственный архив Российской Федерации на эмигрантов, что называется, «подсел». Только в этом году у них прошли уже две «эмигрантские» выставки и скоро должна открыться третья – о «философском пароходе». Примерно такая же картина и с презентируемыми там книгами – и месяца не прошло, как в том же самом выставочном зале нам представляли фотоальбом «Белая Россия».
Думается, вряд ли уместно подозревать ГАРФ в аганжированности фанатами Врангеля и Каледина. Скорее главный архив страны просто оказался заложником конъюнктуры. Дело в том, что крупнейшее собрание фондов по этой проблеме находится именно здесь, а эмигрантская тема сейчас на подъеме, плавно перетекающем в бум. Не осталось, похоже, ни одного издательства, не собирающего сливки на теме поручиков голициных и прочих золотопогонников с боярскими фамилиями. «Вагриус» и «Айрис-пресс» издают многотомные «Очерки русской смуты» Деникина, «Центрполиграф» гонит серию «Белое движение», а «АСТ», не успев развести по магазинам книгу «Гражданская война в России: оборона Крыма», уже выпускает в свет работу Ф. И. Елисеева «С Корниловским конным». Только в июне свет увидели как минимум десяток книг этой тематики.
Причины этого ажиотажа понятны. Многие годы наша официальная позиция по отношению к эмигрантам полностью исчерпывалась тезисом, озвученным китайским императором Юнчженом: «Государство не интересует судьба ничтожных людишек, променявших могилы предков на чужеземное золото». Времена изменились, и образовавшуюся лакуну сейчас ликвидируют стахановскими темпами. К вящей радости, открывшуюся жилу сегодня усиленно роют не только издатели, но и ученые, поэтому безумного дилетантского бреда в этом секторе книжного нон-фикшна издается относительно немного. Новинки и впрямь достойны внимания.
Фотоальбом «Белая Россия» — это совместный проект антисоветчиков из издательства «Посев» и Государственного архива Российской Федерации. Объемистый фолиант содержит более тысячи ранее не публиковавшихся фотографий, посвящённых истории Белого движения в России. Ждать от «Посева» научной беспристрастности может только очень наивный человек, однако активное педалирование авторами своих политических симпатий с лихвой компенсируется фундаментальностью этого труда. Пожалуй, нет ни одного сюжета Белого движения, который не нашел бы отражения в фотоальбоме. Портреты вождей белых армий перемежаются фотографиями рядовых «ударников» и «корниловцев»; постановочные парадные снимки – фронтовой фотохроникой; «Ледяной поход» — «Новороссийской катастрофой». Фотографии разбавлены денежными знаками белогвардейских правительств, картами боевых операций и агитационными плакатами с карикатурами на «Лейбу Бронштейна – паука, высасывающего кровь русского народа» и других деятелей «Федеративной советской монархии».
Выход книги Марины Грей «Мой отец генерал Деникин» (издательство «Парад») не менее примечателен, особенно если учесть, что издавали ее десять лет – московским издателям книга была передана еще в 1993 году. Деникина никак не назовешь неизвестной фигурой. Вышло достаточно много и исследований, посвященных Деникину, и книг самого Антона Ивановича (в эмиграции бывший главнокомандующий жил литературным трудом, а когда гонораров не хватало – подрабатывал сторожем и истопником). Работа Марины Грей – это классический мемуарный труд, и главное его достоинство в том, что, пожалуй, впервые мы видим не политического деятеля, а живого человека. Перипетии карьеры «чернокостного выскочки» (отец Деникина был забритым в рекруты крепостным и выбился из «нижних чинов» в офицеры только в 49 лет, после отмены крепостного права), незадачливая влюбленность в свою будущую тещу, бездарнейшие юношеские стихи и прочие детали, плохо совместимые с официальным глянцем, привносят в книгу редкое для нехудожественного издания ощущение подлинности.
Впрочем, история не исчерпывается деяниями вождей, и понимание феномена эмиграции невозможно без свидетельств очевидцев, имена которых никогда не попадут в энциклопедии. Их не очень любят издатели, да и, что греха таить, читатели тоже не рвут с полок мемуары обывателей. Едва ли не единственная книжная серия, упорно не оставляющая попыток воссоздать историю через биографии –это «Материалы к истории русской политической эмиграции» издательства ИПВА. В девятый том этой серии вошли воспоминания С. Дичбалиса «Зигзаги судьбы». Судьба эмигранта второй волны, вместившая и комсомольскую юность, и фронт, и послевоенные скитания по Европе, и попытку начать все заново в далекой Австралии, и 17 лет жизни среди аборигенов Новой Гвинеи, изложена малость путано, не очень профессионально, с весьма спорными суждениями и малозначащими подробностями. В итоге – почти безупречное ощущение достоверности.
_________
Это мой старый обзор, он написан 25 июня 2003 года.
Если вы любите историю, можете почитать мою книгу Люди, принесшие холод - https://author.today/reader/27304/321021
А вы знали, что еще при Петре I и его наследниках южная граница России проходила по линии Саратова и Самары, а в районе Челябинска или Оренбурга русские поселились почти на столетие позже, чем на Камчатке? В этой книге рассказывается о том, почему так произошло. О том, как и почему Россия наконец-то начала расширяться к югу.
Первая серия знаменитой Большой Игры.
Книга вошла в лонг-лист премии «Просветитель», присуждаемой за лучшую научно-популярную книгу года.
Если вам понравится - я буду очень рад.