Найти в Дзене
ПОД СТУК

Чувствуют ли пассажиры экстренное торможение поезда? И правда ли, что начинают падать люди и летать чемоданы?

Оглавление

Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! В этой статье разберу своеобразный миф об экстренном торможении поезда. Некоторые считают, что экстренное торможение - настоящий кошмар для пассажиров в вагонах, если машинист его применяет, то по купе начинают летать куртки, чемоданы, чай. С полок валятся люди и так далее. Впрочем, всё это не так уж и далеко от истины, однако в реальности всё обстоит несколько иначе.

Что такое экстренное торможение?

Чтобы понять, что такое экстренное торможение, нужно понимать, как вообще работает тормозная система у подвижного состава. Самый распространенный её вид - это пневматические автотормоза.

По всей длине поезда проходит тормозная магистраль, в ней постоянно поддерживается определённое давление воздуха, с помощью компрессора. Тут ещё, конечно, можно добавить, что вообще есть напорная магистраль, которая идёт от компрессора до главных резервуаров, а также питательная, идущая от главных резервуаров до крана машиниста. А тормозная, в свою очередь, идёт от крана машиниста до хвоста поезда.

Также под каждым вагоном установлен воздухораспределитель - весьма сложное устройство, которое реагирует на изменение давления в тормозной магистрали.

Когда машинист с помощью крана машиниста выпускает воздух из тормозной магистрали, воздух проходит через воздухораспределитель в тормозной цилиндр. Принцип работы последнего прост - в него поступает воздух под давлением, который давит на поршень.

Кран машиниста
Кран машиниста

Вслед за поршнем приводится в движение тормозная рычажная передача. Это уже чистая механика - через систему тяг и рычагов, усилие от поршня передаётся на тормозные колодки, которые прижимаются к ободу (бандажу) колеса, поезд замедляется.

Тормозной цилиндр и элементы тормозной рычажной передачи
Тормозной цилиндр и элементы тормозной рычажной передачи

Так вот, у крана машиниста есть 6 положений. И в общем то, можно сказать, что чем больше ступень торможения - тем больше воздуха будет в тормозных цилиндрах и тем сильнее будет торможение. Шестое положение как раз и называется экстренным торможением.

В шестом положении быстро выпускается весь воздух из тормозной магистрали. Кстати, точно также работает и стоп-кран. Срывая его, производится разрядка тормозной магистрали.

И теперь самое главное - экстренное торможение не обеспечивает бОльшее давление воздуха в тормозных цилиндрах, и, как следствие, бОльшую силу прижатия колодок к колёсам. Благодаря экстренному торможению просто цилиндры наполняются с максимальной скоростью, давление всё равно не будет превышать максимальное при служебном торможении. И как раз именно благодаря скорости срабатывания, а не силе нажатия колодок, достигается меньший тормозной путь.

Кстати, есть ещё один миф: после экстренного торможения колёса поезда становятся квадратными, то бишь на них появляются ползуны. Это случается, когда тормоза неправильно отрегулированы и при торможении колёсная пара перестаёт вращаться. В таком случае, из-за трения колёс об рельсы и появляются ползуны. В нормальных условиях такого происходить не должно. Да и при заклинивании колёсных пар, тормозной путь будет больше.

Падают ли люди с полок и так далее?

Начну с небольшой аналогии. Вот вы когда едете в автомобиле, если возникает необходимость резко затормозить, в какой момент вас сильно дёрнет вперёд? Правильно, в момент полной остановки или прекращения торможения.

Так вот, с поездом происходит точно также. Некоторые думают, что как только машинист задействует экстренное торможение, скажем на скорости 120 километров в час, следующая минута (примерно) превратится в настоящий кошмар. Мол всё это время будут летать люди, чемоданы, посуда и всё такое.

-4

Нет, на самом деле, начало торможения вы, вполне возможно, даже не почувствуете. Особенно если едете в первый раз. Ибо чтобы почувствовать экстренное торможение, нужно четко помнить, как ощущается обычное служебное.

Так вот, поезд экстренно тормозит со скорости 120 километров в час. Проходят десятки секунд и скорость становится буквально пешеходной. И вот в этот момент как раз и происходит сильный или не очень рывок. Его сила зависит от профиля пути, состояния тормозной системы и навыков машиниста.

Если дело происходит днём, то у пассажиров есть как минимум полминуты, чтобы за что-нибудь ухватится. Ночью это будет, конечно, посложнее. Но я вот, что скажу, вот эта опасность экстренного торможения для находящихся внутри пассажиров - сильно преувеличена.

Да, можно в один прекрасный момент упасть с полки, но далеко не каждое применение экстренного торможения заканчивается именно этим. Так что, не стоит чересчур бояться этого «железнодорожного явления».

Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке! Поставьте лайк этой статье и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить свежие материалы!

Читать далее:
Пассажирский поезд чуть было не столкнулся «лоб в лоб» с грузовым. Ещё раз подтвердилось, что всё в РЖД держится на машинистах.
Правда ли, что машинисты поездов, идущих выше 140 км/ч не применяют экстренное торможение, если видят человека на путях?
«Графскiй плацкартЪ»: поезд туристический, маршрут - ретро, паровоз - старый, вагоны - новые, но зато с картинами и занавесками.

-5