Мы имеем дело с текстом, который ставит нелёгкую задачу перед читателем выяснить, кто же такие сыны Божии и дочери человеческие? Существует несколько вариантов ответов, из которых два являются наиболее распространёнными:
- речь идёт об ангелах и людях;
- здесь указание на потомков Каина и на детей Божьих из потомков Сифа
Каждая из точек зрения имеет своих сторонников и, соответственно, подкрепляется целым рядом Библейских цитат, а в случае с ангелами, даже ссылками на вне библейскую литературу. Для нас же важно провести экзегезу непосредственно рассматриваемого фрагмента с учётом ближнего и дальнего контекста. Вы готовы это сделать вместе со мной? Тогда начнём.
I Выводы которые можно сделать из прочтения предыдущих глав.
В каком же контексте находится интересующий нас текст? Моисей помещает эту историю сразу после того как познакомил читателя с двумя ветвями развития человечества. Автор книги Бытие раскрывает перед нами две родословные линии, каждая из которых со своим ориентиром развития. Хотя у них есть нечто схожее, как, например схожесть в именах, положение пред Богом у них всё же разное.
Так о Каине читаем: «И пошёл Каин от лица Господня» - Быт. 4:16. И знаете что? В этом потомстве мы не увидим ни одного верующего человека. Всё что здесь можно наблюдать, это умножение беззаконий. В свою очередь о Сифе сказано, что по рождении у него сына Еноса «начали призывать имя Господа» - Быт. 4:26. Догадались, к чему я веду? К тому, что именно потомки Сифа сохраняли веру в Бога, и подлинное знание о Боге. Видите контраст, который показал нам Моисей? В первом случае написано, что человек удаляется от Господа, во втором случае призывает Господа и ходит пред Ним.
Ещё одно яркое различие, прослеживается в речах принадлежащих двум разным Ламехам. И в первом и во втором случае это единственная речь, принадлежащая человеку с момента перечисления генеалогии. В первом случае это гимн силе, утверждение в гордости, путь греха, где Бог даже не воспринимается – 4:23-24, во втором случае это знак смирения, признание Божией власти, а возможно и надежды на исполнение обетования в лице Ноя – 5:28-29, ср. Быт. 3:15. Таким образом, в лице первого Ламеха наследники Каина представлены беззаконниками, дела которого убийство и многожёнство, а в лице второго Ламеха потомки Сифа представлены праведниками.
Со всей определённостью можно сказать, что итогом прочтения 4 и 5 глав книги Бытия является открытие двух различных, нравственно не похожих родословных линий. Учитывая контекст, можно заметить, что разделение, описанное в шестой главе, очевидным образом вытекает из разделения, описанного в предыдущих главах. В противном случае, с одной стороны теряется логическая последовательность описываемых событий, нет ни логики, ни последовательности; а с другой, непонятным остаётся цель описания двух разных генеалогических ветвей. Что в таком случае хотел сказать Бытописатель, описывая это разделение?
Не следует забывать и такой не маловажный факт, что разбивка на стихи и главы сделана искусственно и значительно позже написания самого текста, первоначальный же текст был цельным последовательным повествованием. Свыше двух тысяч лет книга Бытие оставалась единым монолитным не раздельным текстом, каким его читали пророки, апостолы и последующие поколения.
Итак, какой же вывод мы можем сделать из прочтения предыдущих глав? Моисей последователен в описании исторических событий. Начав от сотворения, грехопадения, изгнания из Эдемского сада, он описал последующее развитие человечества, которое разделилось на две линии развития, на тех, кто удалился от Бога, и тех, кто стал призывать Бога. И вот в таком контексте, Моисей подходит к описанию 6 главы Бытие, в которой мы и находим упоминание сынов Божиих, и дочерей человеческих. В следующий раз, мы обсудим непосредственно 6 главу книги Бытие, и посмотрим, о чём нам свидетельствует непосредственно шестая глава.
Подписывайтесь, и давайте вместе изучать Священное Писание.