Кто же такие старообрядцы? Откуда появились и что хотели?
Обратимся к истории. Вспомним, что правление Рюриковичей закончилось «смутным временем». 15 лет не могли определиться с царем.
Но стихийные бедствия (голод), гражданская, русско-польская, русско-шведская войны измотали и усадили за стол переговоров «сильных мира того».
Консенсус нашли и выбрали 16 летнего Михаила Романова. НАЧАЛАСЬ НОВАЯ ДИНАСТИЯ РОМАНОВЫХ.
Новая метла мести решила по-новому. И второй из Романовых, Алексей Михайлович (отец Петра 1), решил занять место рухнувшей под натиском турок Византии, сделать Москву мировым центром православия и укрепить свою власть. Работа закипела, правительство новой династии приступило к активной законотворческой деятельности.
Про реформы
Про Никона с его церковной реформой все слышали. Какая разница сколькими пальцами надо креститься и сколько раз петь аллилуйя? Зачем ради этого сжигать себя?- непонятно было советскому школьнику, изучающему историю по советским учебникам.
Раскол и старообрядцы с тех пор неизменно присутствуют в русской истории.
Другая сторона его реформ менее известна. Как бесспорный прогресс в деле государственного строительства, считается появление «Соборного уложения 1649года» - свод законов и наказаний за их нарушение.
Во главе государства стоял уже не просто древнерусский царь, а Великий Государь. Церковь была вмонтирована в вертикаль власти и подчинялась ему. Образцом для подражания была выбрана западная модель (кто бы сомневался:))
Новое сословие, на которое опирался Алексей Михайлович, дворянство, получало звание, привилегии и земли в обмен на верную службу непосредственно от Государя.
Весь земельный фонд страны был распределен между служивыми людьми никонианской веры. Но землю кому-то надо обрабатывать и, впридачу к земле, дворяне получают и крестьян.
Про дореформенное положение крестьян.
Земля и раньше была сосредоточена у крупных землевладельцев, коими являлись и князья и монастыри, но ее обработка было делом договорным между хозяином и крестьянином.
Крестьяне имели и права, и возможности менять работодателя. Начиная с Ивана Грозного, гайки постепенно закручивались и Романовы закрутили их окончательно, создав именно такое государственное устройство. (Вот тебе бабушка и Юрьев день). Крепостное право было законодательно закреплено. Крестьяне стали собственностью помещиков.
Не все смирились с таким положением, недовольные бежали на окраины империи и в другие страны.
Итог
Таким образом, РАСКОЛ-это не просто неприятие церковных обрядов, это разрыв между государством и народом. Религиозная сторона, которая на первый взгляд кажется определяющей, является только формой, отражающей глубинный протест русского народа.
Многие проблемы нашего общества и страны в целом имеют давние исторические корни.
Если вам интересно в этом разобраться и вы имеете собственное мнение подписывайтесь на мой канал и оставляйте комментарии