Музыка - эфемерное искусство. Объективно она существует только в момент, когда ее исполняют и слушают. её тогда можно зафиксировать. но на самом деле, музыка начинает звучать еще до того, как пианист начинает играть (и это тоже можно зафиксировать).
сначала (это важно!) она звучит у тебя в голове, ты уже слышишь как ты хочешь, чтобы сейчас зазвучал инструмент (а значит, как нужно до него докоснуться) и только после рождается звук физический.
в процессе игры твой внутренний слух всегда немного впереди - он как бы опережает, «предслышит» то, что должно зазвучать в следующее мгновение, а пальцы только выполняют сигналы, которые ты им подаешь - сейчас нужно будет «запеть», а сейчас нужно «зазвенеть» и в зависимости от твоей воли руки меняют «туше» - прикосновение к клавише, замах пальца, наклон пальца на клавише, ощущение - вязкости или легкости и т. д.
сейчас раскрою страшную тайну предслышание - одно из качеств, которые отличают интересное исполнение от скучного или слабого.
начинающие ученики сталкиваются с такой проблемой - вроде ноты все сыграл правильно, а звучит как-то не очень, как будто по-слогам. 🥲
(особенно, если учился играть по кружочкам, которые подсвечивают клавишу, которую надо нажать )
как думаете, «предслышание»передается генетически? Или по наследству - от учителя к ученику?