Что будет дальше с Афганистаном? Этот вопрос задают не только ближайшие соседи безостановочно воюющей страны, но и в Европе, которая боится новой волны беженцев. Он беспокоит и Америку, двадцать лет назад ввязавшуюся в афганскую кампанию и повторившую ошибки Советского Союза.
«Афган» - это слово вошло в жизнь целого поколения. Вспомним, как была представлена афганская война в советском и российском кино.
«Груз 300» (режиссёр Георгий Кузнецов, 1989 год)
Первый полнометражный советский художественный фильм о войне в Афганистане. Снят на Свердловской киностудии. К съёмкам были привлечены военнослужащие Советской Армии и учившиеся в СССР студенты-афганцы.
История о том, как была сорвана операция моджахедов, которую западные СМИ собирались преподнести как крупную победу афганских сил сопротивления.
«Нога» (режиссёр Никита Тягунов, 1991 год)
Жанр фильма авторы определили как сюрреалистическую драму. Двое друзей, бывших студентов, а ныне солдат попадают в Афган. Одному суждено погибнуть, другому – потерять ногу. Ампутированная конечность неожиданно начинает жить самостоятельной жизнью.
В главной роли – Иван Охлобыстин, впервые снявшийся в полнометражном фильме. Один из его партнёров в кино – Пётр Мамонов, так что хотя бы ради этих эпизодов картину стоит пересмотреть. Для режиссёра Никиты Тягунова фильм стал последним – Никита вскоре после премьеры покончил с собой.
«Афганский излом» (режиссёр Владимир Бортко, 1991 год)
Как и многие перестроечные фильмы, «Афганский излом» снят по двум причинам: во-первых, это кровоточащая, волнующая людей тема, во-вторых, в главной роли – кинозвезда.
Майора Михаила Бандуру играет Микеле Плачидо, кумир советских женщин, массово влюблявшихся в него после сериала «Спрут», где Микеле перевоплотился в борца с мафией, комиссара Каттани. Итальянское обаяние не помогло: герой Плачидо особых зрительских симпатий не вызывает, а сам фильм ветераны афганской войны называли «хрестоматийной глупостью». Проблема не только в незнании авторами армейских реалий, но прежде всего, в той пацифистской установке, которой придерживались кинематографисты.
«Караван смерти» (режиссёр Иван Соловов, 1991 год)
Советские пограничники встают на пути отряда наёмников, который пытается проникнуть на территорию СССР. Полный комплект деталей, из которых, в принципе, можно собрать добротный боевик: опытный вояка с трудным характером, фанатик-террорист, заложницы-студентки жестокая банда, подлый изменник, горы и бешенные перестрелки.
Героического старшего прапорщика Марьина играет Александр Панкратов-Чёрный, от которого скорее ждёшь острот, чем подвигов, а командир боевиков – брутальный Борис Хмельницкий. В роли студентки-археологини – секс-идол начала девяностых Елена Кондулайнен. Спецы-армейцы заметили, что, имея такую радиостанцию, какая показана в фильме, отряд пограничников не мог бы установить связь с базой.
«Чтобы выжить» (режиссёр Всеволод Плоткин, 1992 год)
Ещё один «караван смерти», только в лучшем исполнении. На этот раз нужно переправить через границу партию наркотиков. Главного злодея, по имени Джафар (а как ещё назвать носителя абсолютного зла?) играет питерский бард Александр Розенбаум. Его основной соперник – Олег, бывший офицер, воевавший в Афгане. В этой роли занят Владимир Меньшов.
Джафар берёт в заложники сына Олега, и тому нужно вступить в смертельную схватку, масштабы и острота которой всё более нарастают. Вертолётная дуэль – пожалуй, один из лучших батальных эпизодов в постсоветском кино девяностых. Присутствует и почти неизбежный для тех времён намёк на государственный переворот, который готовят какие-то высокопоставленные упыри. Фильм «Чтобы выжить» получил неофициальный приз «За лучший боевик» на кинофестивале «Кинотавр» в Сочи в 1993 году.
«Пешаварский вальс» (режиссёры Тимур Бекмамбетов и Геннадий Каюмов, 1994 год)
В основу фильма положены реальные события – восстание советских и афганских военнопленных в лагере Бадабере на территории Пакистана. Всего в лагере было около пятидесяти военнопленных, которых содержали в самых бесчеловечных условиях. 25 апреля 1985 года группа «шурави» (так называли советских воинов) захватила оружие и попыталась скрыться. Моджахеды успели блокировать лагерь. Восставшие требовали встречи с советскими дипломатами. Ночью моджахеды начали штурм, закончившийся взрывом на складе вооружений и боеприпасов, который удерживали восставшие. Большинство их погибло.
В отличие от того, что было в жизни, в фильме появляются английский журналист и французский врач, которые берут интервью у военнопленных, рассказывающих о преступлениях против мирных жителей. В финале лагерь уничтожают не моджахеды и пакистанские солдаты, а советские вертолёты. По версии авторов, вместо подвига – подлость и предательство.
«9 рота» (режиссёр Фёдор Бондарчук, 2005 год)
Как и в «Пешаварском вальсе», фильм основывается на реальных событиях, но трактует их достаточно вольно, если не сказать предвзято. Бой у высоты 3234 близ города Хост в Афганистане, который приняли десантники 9-й роты 345-го отдельного парашютно-десантного полка, значительно отличается от того боестолкновения, что показано в картине.
На самом деле бой происходил ночью, а не днём, погибли шестеро военнослужащих, а не вся рота, кроме одного выжившего. Наши бойцы не были брошены командованием на верную смерть. В кино сам бой становится во многом бессмысленным – рота должна обеспечить прохождение колонн, которых больше не будет. Режиссёр собрал сильный актёрский состав (Артур Смолянинов, Алексей Чадов, Алексей Кравченко, Александр Лыков и другие), а присутствие в кадре Станислава Говорухина, сыгравшего командира полка, казалось бы, должно морально укрепить позиции авторов. Однако большинство ветеранов-«афганцев» высказались о «9 роте» крайне негативно. При этом самый кассовый фильм российского проката в 2005 году.