Найти в Дзене
RockTherapy

Как Эрик Клэптон продвинул регги в мейнстрим США

В 1970-х годах ямайская форма популярной музыки под названием регги вошла в мейнстрим в Соединенных Штатах и Великобритании. Регги уходит корнями в американский рок и ритм-энд-блюз, а его отголоски слышны во многих более поздних стилях, особенно в панк и рэп.

Bob Marley by Ebet Roberts (1980)
Bob Marley by Ebet Roberts (1980)

С 1950-х ямайская музыка играла второстепенную роль в основной популярной музыке в Соединенных Штатах. В конце 1950-х появилось увлечение музыкой калипсо, росла популярность таких песен, как "Jamaica Farewell", а группа Kingston Trio взяли своё название от города на Ямайке. В результате британского империализма музыка Ямайки также сыграла важную роль в популярной культуре Великобритании, особенно после Второй мировой войны.

Однако, в то время как многие американцы наслаждались ямайской музыкой в конце 1950-х, сами ямайцы слушали американскую поп-музыку. В течение многих лет ямайские радиостанции были довольно консервативными, основанными на модели британской Би-би-си (Ямайка оставалась британской колонией до 1962 года). Но когда портативные радиостанции стали более доступными, ямайцы настроились на американские радиостанции, особенно те, которые вещали из Нового Орлеана и Флориды. Как следствие, у многих ямайцев развился вкус к таким исполнителям, как Fats Domino, и к раскатистому ритму и блюзу Нового Орлеана.

Bob Marley by Peter Simon (1976)
Bob Marley by Peter Simon (1976)

Нехватка американских ритм-энд-блюзовых пластинок на острове привела к появлению "саунд-систем" - предприимчивые молодые люди собирали мощную звуковую систему в кузове грузовика и ездили на ней из города в город, останавливаясь, чтобы проигрывать записи для скопившегося вокруг народа. Вскоре среди таких промоутеров "мобильных дискотек" возникла конкуренция, в результате чего некоторые из них соскребали надписи со своих пластинок, чтобы конкуренты не знали имени исполнителя.

В начале 1960-х годов появилась ямайская форма популярной музыки под названием "ска", которая подчеркивала затактовый ритм, напоминающий американский ритм-энд-блюз, и отличалась необычным ритмом "сканк". В 1960-х годах ска был заменен новым стилем под названием рок стеди, который был популярен примерно с 1966 по 1968 год. Регги развился из этого второго стиля.

Лидеры движения регги в 1970-х годах имели опыт работы в ямайской поп-музыке, берущей начало ещё в начале 1960-х. Самой важной фигурой среди этих музыкантов стал Боб Марли. Вместе с Питером Тошем и Банни Ливингстоном он был участником вокального трио 1960-х годов под названием The Wailers. Коллектив работал с ямайским продюсером Ли "Скретчем" Перри, который записывал их с инструментальной поддержкой своей группы the Upsetters. The Wailers хорошо зарекомендовали себя на региональном уровне, и Перри убедил их, что им нужно самим играть на инструментах, чтобы добиться успеха. В 1970 году Марли и the Wailers выпустили свои первые записи на Ямайке.

Mick Jagger and Peter Tosh by Lynn Goldsmith (1978)
Mick Jagger and Peter Tosh by Lynn Goldsmith (1978)

Лейбл Island Records Криса Блэквелла был важным источником ямайской музыки в Великобритании. С начала 1960-х годов Блэквелл выпускал ямайские пластинки на британский рынок, например, "My Boy Lollipop" Милли Смолл (1964). Спрос на такие записи в Англии был выше, чем в Америке, из-за большого населения Ямайки, проживающего в Великобритании, которое стремилось слушать "домашнюю" музыку. Тоскующие по дому ямайцы наслаждались этой музыкой (как и британские дети), а наличие регги в Великобритании повлияло на многих английских музыкантов, которые позже оказались в панк-группах и группах новой волны.

В начале 1970-х годов на Island выпускали музыку таких рок-групп, как Free, Traffic и Cat Stevens. Блэквелл также подписал контракт с the Wailers и предоставил им достаточно денег для записи альбома. Весной 1973 года на Island Records был выпущен альбом Catch a Fire, за которым последовал Burning’.

Bob Marley by Guido Harari (1980)
Bob Marley by Guido Harari (1980)

Песня "Get Up, Stand Up" появилась на второй из этих пластинок и продемонстрировала уникальный подход Боба Марли к регги. Как и большинство ритм-энд-блюза начала 1970-х, находящегося под влиянием фанка, трек построен на басовом и барабанном груве, который остается неизменным на протяжении всей мелодии и демонстрирует ритмичное настроение регги, подчеркивающее такты. Хотя куплет и припев построены на разных басовых линиях, они похожи, и контраст обеспечивается использованием группового вокала в припеве и сольного вокала во время куплетов.

Демонстрируя своё развитие из ска, который часто называли музыкой "плохих парней" из-за молодежной тематики стиля, основное внимание в "Get Up, Stand Up" направлено на актуальные проблемы, а текст пропагандирует политическую свободу.

В то время как Марли и the Wailers были популярны среди поклонников регги, их музыка оставалась андеграундной до середины 1970-х. Два нижеперечисленных события помогли привлечь более широкую аудиторию к регги. Первым стал независимый фильм "Тернистый путь", повествующий о взлёте и падении вымышленного поп-певца на Ямайке. Вышедший в США в 1973 году фильм стал культовым.

Альбом саундтреков был выпущен лейблом Island и включал треки Джимми Клиффа (который снялся в фильме) и других ямайских исполнителей, в том числе Toots and the Maytals.

Регги также привлёк к себе внимание благодаря успешному каверу Эрика Клэптона на песню Марли "I Shot the Sheriff", которая первоначально появилась на альбоме Burning’. Версия Клэптона возглавила поп-чарты США летом 1974 года и его поклонники вскоре заинтересовались музыкой Марли.

Примерно в это же время и Тош, и Ливингстон покинули the Wailers, чтобы заняться сольной карьерой, но только Марли суждено было добиться успеха. Год спустя Burning’ впервые появился в чартах альбомов Billboard (через два года после первоначального выпуска), вызвав волну хитов на поп и соул-рынках, которые достигли пика в Соединенных Штатах с альбомами Rastaman Vibration (1976) и Exodus (1977).

К концу десятилетия Марли почитали как музыканта, культурного героя и борца за политическую и социальную справедливость. Его альбомы хорошо продавались, особенно в Великобритании, и он выступал перед огромной аудиторией по всему миру. В конце 1970-х у Боба Марли развился рак, и в 1981 году он умер в возрасте тридцати шести лет.

После его смерти и Тош, и Ливингстон (как Банни Уэйлер) продолжили сольные карьеры, а сын Зигги пользовался успехом со своей the Melody Makers.

Будучи кроссоверной формой музыки, выросшей из африканской диаспоры, регги во многом был похож на чёрную поп-музыку 1970-х годов. Хотя регги и не является стилем чёрной поп-музыки в строгом смысле, его можно рассматривать как параллельное проявление кроссовера в 1950-х и 1960-х.

Ziggy Marley by Timothy White (1988)
Ziggy Marley by Timothy White (1988)

Когда рок-н-ролл и электрический блюз 1950-х годов вышли из моды в Америке, они продолжали развиваться в Великобритании, с характерным акцентом возвратившись в Штаты в лице the Beatles и the Rolling Stones. Ритм-н-блюз и соул Нового Орлеана 1960-х годов оказали аналогичное влияние на Ямайку, вернувшись в Америку в виде регги.

Благодарю за интерес к моим статьям!

Добро пожаловать в @rocknrolltherapy, если любите рок!