Найти тему
Capture Diem

Критерии хорошего фото

"Нет никаких правил для хороших фотографий, есть только хорошие фотографии". (Ансель Адамс).

На этом можно было бы и закончить, но я возьму на себя смелость немного развить мысль великого мэтра. Правила и критерии конечно же есть, их существование обусловлено особенностями нашего восприятия. Поэтому знать их практически необходимо. И первая стадия становления фотографа подразумевает изучение этих правил и получение навыков их практического применения. Однако при должной настойчивости наступает такой момент, когда собственный стиль уже настолько сформировался, что мастер начинает отходить от этих правил. Тогда появляются новаторские работы, в которых правила нарушены, но это не портит фото, а наоборот, делает его уникальным.

Когда-то мы разбирали этот вопрос (не применительно к фотографии, а в общем виде) и выделили 4 стадии отношения к правилам, назовём их стадиями взросления:

  1. Ребёнок (+). Некритично принимает правила, предлагаемые родителями и следует им;
  2. Подросток (-). Столь же некритично отвергает ранее принятые правила и сопротивляется принятию новых;
  3. Взрослый (+). Понимает смысл наличия правил и приносимую ими пользу. Имеет свой набор правил и пользуется им;
  4. Мастер (-). Понимает и чувствует правила настолько глубоко, что уже имеет возможность сознательно отказываться от их применения тогда и в том объёме, в котором это уместно в данном конкретном случае.
Пока не взлетается, но это дело времени.
Пока не взлетается, но это дело времени.

Иными словами, мы проходим несколько стадий, и при каждом переходе наше отношение к правилам меняется на противоположное, постепенно развиваясь и становясь всё более сложным и адекватным окружающей обстановке. Те же стадии проходит и фотограф в процессе своего становления.

Не претендуя на звание мастера, всё же могу поделиться историей из собственной практики. Пересматривая свои старые фото я обнаружил, что во многих случаях горизонт проходит посередине кадра. Зная, что это считается ошибкой, поигрался с кадрированием на нескольких снимках, сдвигая горизонт к линии золотого сечения. Посмотрел-посмотрел, да и вернул всё как было. Вроде как по правилам снимок должен стать более гармоничным, а он, наоборот, разваливался. Так что автоматическое следования правилам не может гарантировать хорошего результата. Тем более не может его гарантировать их нарушение.

Таким образом можно заключить, что формализация данного вида человеческой деятельности невозможна, а достоверных критериев хорошего фото не существует. И это, пожалуй, хорошая новость. Но что же делать? Как отличить хорошую работу от посредственной? Развивать чувство гармонии. Знать и понимать её законы, но не бояться их нарушать. Экспериментировать. Да, в большинстве случаев результат поначалу будет сомнительным, но это единственный способ выйти за скучные рамки предписанного. Верить себе и своему восприятию, даже если вам говорят, что это всё неправильно. И снимать, много снимать.

Неординарных снимков вам!