Федоров А.В. Польский альбом: заметки о кино. М.: ОД «Информация для всех», 2021. 146 с.
Издание второе – дополненное.
Книга посвящена польскому кинематографу и его отражению в зеркале советской и российской кинокритики. В приложениях даются также данные посещаемости польских фильмов в польском и советском кинопрокате.
Монография * предназначена для преподавателей высшей школы, студентов, аспирантов, исследователей, кино/медиакритиков, журналистов, а также для круга читателей, которые интересуются проблемами кинематографа и кинокритики.
* Большая часть исследований, на основе которых написана данная монография, выполнена за счет средств гранта Российского научного фонда (проект №14-18-00014).
Пик интереса к польскому кино в СССР пришелся на 1960-е годы. И это вполне объяснимо: во-первых, в отличие от ситуации 1920-х – 1930-х годов, дружба и сотрудничество с Польшей в это время активно поддерживались на государственном уровне; во-вторых, на эти годы (со второй половины 1950-х до середины 1960-х) пришелся взлет так называемой «польской киношколы»; в-третьих, именно польские фильмы составляли тогда весомую часть зарубежного проката в советских кинотеатрах.
Отсюда понятно, почему именно в 1960-х в нашей стране были опубликованы не только десятки статей, но и серия книг о польском кино (Маркулан, 1967; Рубанова, 1966; Соболев, 1965; 1967; Черненко, 1965).
С возникновением в 1970-х кинематографа «морального беспокойства» польских фильмов в советском прокате становилось всё меньше, соответственно, уменьшилось и число публикаций.
К примеру, книги И.И. Рубановой о документальном кино Польши, о творчестве Згибнева Цыбульского (1927-1967) и Анджея Вайды (1926-2016) из-за препонов цензуры так и не добрались до читателей (см. об этом: Рубанова, 2015).
Еще сильнее ухудшилась ситуация в связи с попыткой польского движения «Солидарность» выступить против коммунистического режима: о многих польских кинематографистах (включая поддержавшего «Солидарность» А. Вайду) нельзя было упоминать в советской прессе вплоть до перестроечных времен…
Короткая волна оживления советской кинополонистики пришлась на конец 1980-х – начало 1990-х годов. Именно в это время они смогли писать, наконец, не опасаясь цензурных запретов и правок.
Но… распад СССР практически сразу повлек за собой ликвидацию сложившейся за многие десятилетия системы ежемесячного проката фильмов из стран Восточной Европы: на российские кино/видеоэкраны хлынул поток американской продукции, практически смывший в 1990-е годы не только польское, но и российское кино. В результате не столь уж многочисленные поклонники польского киноискусства могли теперь увидеть его только на неделях кино Польши, по спутниковому телевидению или в интернете.
А со смертью М. Черненко (1931-2004) и Р. Соболева (1926-1991) о польском кино в России стали писать всё реже и реже (среди последовательных кинополонистов отмечу И. Рубанову, Д. Вирена, А. Вяткина, Т. Елисееву, О. Рахаеву).
Данная книга выходит уже вторым, существенно дополненным изданием, и автор благодарит за ценные поправки и замечания, высказанные в ходе ее подготовки киноведом Андреем Вяткиным и журналистом Владимиром Ергаковым.
Полный текст книги «Польский альбом: заметки о кино» можно скачать бесплатно, без регистрации и пароля по этому адресу:
https://www.mediagram.ru/netcat_files/108/110/h_91a285f732cdd56273cab7feb2273a91
Кстати, приглашаю в группу о польском кино на Фейcбуке: https://www.facebook.com/groups/201422738634583/
Александр Федоров, 2021