Давным-давно, в те далёкие времена, когда не было автомобильных и железных дорог, реки заменяли людям дороги. Летом ходили на кораблях, а зимой - по льду. Сообщение между населёнными пунктами было именно по рекам.
Реки - это дороги древности.
Кстати, в древности реки и назывались дорогами, и поэтому по ним не плавали, а "ходили". Моряки и сейчас так говорят: они по рекам и морям не плавают, а именно ходят. Вот и мы прошли по этим старинным водным дорогам на теплоходе "Мустай Карим". Наше путешествие началось с Северного речного вокзала Москвы:
Обновлённый после реконструкции, Северный речной вокзал прекрасен! Правда, подъехать на такси к причалам нельзя, и мы не сразу поняли, как нам с чемоданами попасть на корабль. Можно обойти справа или слева - там плавный спуск и ступенек мало, а если воспользоваться сквозным проходом через здание вокзала - придётся преодолевать огромную лестницу, спускающуюся к набережной:
Это очень красиво, но с чемоданами - только если кубарем ) В конце концов оказалось, что есть бесплатный шаттл, который возит пассажиров с багажом прямо на набережную к причалам, надо было просто спросить.
Маршрут нам предстоял такой:
Москва —> Углич —> Плёс —> Ярославль —> Горицы —> Кижи —> Мандроги —> Санкт-Петербург:
Начало путешествия: канал имени Москвы
Его общая протяжённость 128 км. Он начинается в черте Москвы, проходит по Московской и Тверской областям и заканчивается на Волге в районе Дубны. Соединяет реку Москву с Волгой. Поэтому главная водная артерия Москвы на 80% состоит из волжской воды.
В невиданно короткие сроки большевики исправили «ошибку» природы и заставили воды Волги притечь к кремлёвским стенам социалистической Москвы.
Из книги А.И. Михайлова "Архитектура канала Москва-Волга" (1949).
Канал включает в себя водохранилища Икшинское, Пестовское, Клязьминское и Химкинское (это примерно 20 км), а вся остальная трасса (более 100 км) — это рукотворный канал глубиной 5,5 м и шириной 85 м на поверхности, 35 м по дну.
Канал имени Москвы мы прошли, не выходя на берег, любуясь проплывающей мимо красотой из окон кают и с палуб, останавливались только, проходя шлюзы.
В Москве мы находимся на высоте 162 м над уровнем моря, и с этой высоты нам надо было опуститься до 0 (уровень Санкт-Петербурга) - пройдя целую систему шлюзов.
Шлюзы помогают судам переходить из одного водного бассейна в другой, когда уровень воды в них разный. Шлюз представляет собой бетонную коробку с воротами с двух сторон. Входные ворота открываются, судно заплывает в камеру и ворота закрываются. Уровень воды в камере регулируется в соответствии с уровнем воды за выходными воротами. Ворота открываются и судно покидает шлюз, поднявшись или опустившись на определённую высоту.
Система шлюзов поднимает или опускает корабль, как по ступенькам.
Всего за время путешествия мы прошли 18 шлюзов
К первому из них - шлюзу №6 в Икше - мы подошли когда уже смеркалось, остальные прошли ночью.
Шлюзы - это отдельная история
Они являются не просто устройствами для подъёма кораблей, но и уникальными памятниками архитектуры:
Поскольку канал строился в 1930-х, башни его шлюзов выполнены в торжественном стиле сталинского ампира, каждая - уникальна. В отличие от Волго-Балта, который строился позже и все его шлюзы выполнены по типовому проекту.
Наш огромный корабль помещался в узкие шлюзы совсем впритык: порой до бетонной стены можно было дотронуться рукой:
У шлюза №5 я так хотела увидеть скульптуру "Водный путь" , но почему-то её пропустила, возможно она была на другом берегу канала. Это так всеми любимая девушка с корабликом, которая встречает нас в парке у Северного речного вокзала в Москве:
Каравеллы Колумба
Башни шлюза №3 в районе Яхромы украшены кораблями, которые принято называть каравеллами Колумба. Эти корабли - идеологически выверенная метафора архитектора В. Я. Мовчана, проводящая параллель между строительством канала Волга- Москва в СССР и открытием Америки в 1492.
В своей книге воспоминаний писатель Владимир Орлов, уроженец Яхромы и автор "Альтиста Данилова", писал про эти корабли так:
На зависть соседям Яхрому одарили каравеллами Колумба. Каково было нам, мальчишкам!.. На вопросы наши, отчего именно в Яхроме каравеллы Колумба, взрослые, кто деликатно, а кто с пафосом, разъясняли, что дело не в Яхроме и не в Колумбе, тут символика, в семнадцатом году страна наша отправилась в куда более отважное путешествие, нежели Колумб, человечество ждёт от нас окончательных решений, и что там какая-то Америка!
Эти корабли размером 12 х 5,5 х 9 м всего в два раза меньше реальных кораблей Колумба: оригинальная "Санта-Мария" была длиной не более 25 м.
Корабли называют каравеллами, но это не так
В первой экспедиции Христофора Колумба участвовали три судна:
- две каравеллы – "Нинья" и "Пинта" – небольшие, быстроходные, они были торговыми судами и не несли пушечного вооружения;
- корабль покрупнее – флагман "Санта-Мария" был на самом деле не каравеллой, а караккой с высокой кормовой надстройкой и тремя мачтами.
И корабли шлюза № 3 - тоже не каравеллы, а скорее каракки, только с двумя мачтами вместо трёх.
Каракка… Звучит неблагозвучно... Пусть лучше будут каравеллами!
В фильме "Волга-Волга" теплоход «Иосиф Сталин», который вёз в столицу Любовь Орлову, трижды выходил из шлюза № 3, причём так, как будто шёл не в Москву, а в другую сторону. Зато "каравеллы" выглядели в кадре очень красиво:
Проходить шлюзы было так интересно! Это поразительно и ни на что не похоже. Огромный теплоход входит в узкую камеру шлюза, ворота за ним медленно закрываются, бурлит и пенится вода. Это непременно надо увидеть. Это надо прочувствовать.
Почему мне не показали этого в детстве?!
Обязательно надо показать это своим детям и внукам.
Статьи и видео по теме:
Из Москвы в Санкт-Петербург по Волго-балтийскому водному пути на теплоходе "Мустай Карим"
Видео "Из Москвы в Санкт-Петербург за одну минуту"
Порт пяти морей: Обновлённый Северный Речной вокзал Москвы