Найти тему

Всё было не так: "Богемская рапсодия", "Цой" и другие фильмы об известных рок-музыкантах

Оглавление

Всем привет. Сегодня поговорим о биографических фильмах, которые... не совсем биографические. Видимо, тренд такой: снимать не "как всё было на самом деле", а некие фантазии по мотивам. В конце концов, это же художественное кино, а не документальное.

Впрочем, как мы сегодня узнаем, документалки тоже иногда врут. А самое главное, в некоторых случаях это заведомое искажение правды очень режет глаза и вызывает вопрос: ну, зачем?!

"Богемская рапсодия"/Bohemian Rhapsody (2018)

Св. Фредди.
Св. Фредди.

1970 год. Молодой британец занзибарского происхождения Фаррух Бульсара посещает концерты малоизвестной группы Smile и решается с ними познакомиться, как раз в тот момент, когда от них ушёл вокалист-басист Тим Стэффел. (Враньё, они и раньше были знакомы, причём именно Тим и познакомил Фарруха с группой.) В итоге Фаррух становится новым вокалистом группы, которая меняет название на Queen. Сам Бульсара переименовывается в Фредди Меркьюри и заставляет коллектив продать все ценности и вложить деньги в запись альбома. Причём первым делом они записывают Seven Seas of Rhye (враньё, эта песня со второго альбома).

Кстати, похожи.
Кстати, похожи.

Далее группа выпускает одну из самых успешных песен всех времён - ту самую "Рапсодию" - и становится живой легендой. Зазнавшийся Фредди решает писать сольный альбом, и группа распадается (двойное враньё: "квины" никогда не распадались, да и Брайан с Роджером записали сольные альбомы раньше, чем Меркьюри). Однако Фредди узнаёт, что у него СПИД, и возвращается в группу, чтобы выступить на легендарном концерте Live Aid в 1985 году. (И снова враньё, Фредди диагностировали СПИД в 1987 году.)

В общем, "квиноману" с 30-летним стажем смотреть забавно. Понятно, что впихнуть 15 лет истории группы в два часа экранного времени невозможно. Но всё-таки большую часть этих двух часов я лишь саркастически ухмылялся: "Fat Bottomed Girls написали раньше, чем "Богемскую рапсодию" - ага, как же..."

С другой стороны, много приятных шуточек, понятных только "квиноманам". Например, когда Брайан говорит: "Я никогда не постригусь" (до сих пор не постригся).

Впечатления смешанные: музыка отличная, игра актёров - тоже, но всё-таки жаль, что большинство зрителей примет сюжет за чистую монету.

"Рокетмен"/Rocketman (2019)

У Элтона самая большая в мире коллекция очков...
У Элтона самая большая в мире коллекция очков...

...Элтон Джон образца середины своей карьеры приходит в центр реабилитации и рассказывает историю своей жизни. Вырос он между двух огней в лице ультраконсервативного папаши и легкомысленной мамаши, научился играть фортепиано, познакомился с поэтом Берни Топином, сочинил свои лучшие хиты, стал знаменитым и постепенно превратился из скромного юноши в капризную принцессу. Оказалось, что "богатые тоже плачут", особенно если, несмотря на все свои миллионы, не могут найти общего языка с родными и счастья в личной жизни...

И всё это подано в форме мюзикла, то есть герои (и не только Элтон) периодически поют, а фильм в эти моменты превращается в сюрреалистический видеоклип. В этом - важное отличие от "Богемской рапсодии".

Если "БР" подсовывала зрителю откровенное враньё, подразумевая, что мол оно так и было на самом деле, то "Рокетмен" не скрывает того, что это не столько биография, сколько музыкальная фантазия на тему биографии, и часть событий происходит лишь в голове музыканта. Так что полностью согласен с теми, кто говорит, что "Рокетмен" - это "Богемская рапсодия" здорового человека.

"В поисках Сахарного Человека"/Searching for Sugar Man (2012)

Родригез будет жить ещё долго...
Родригез будет жить ещё долго...

А вот и обещанная документалка.

...Каждый музыкант мечтает о славе, и желательно - здесь и сейчас, но слава, как и любая женщина, весьма непредсказуема и может преподнести сюрприз...

В начале 70-х некий бард Родригез записал в США две пластинки, которые никому там не сдались на фиг. Спустя лет двадцать кто-то привёз эти пластинки в ЮАР, и там они стали популярнее Элвиса и "Роллингов". Пираты штамповали диски миллионами, но о самом исполнителе южноафриканцы не знали ровным счётом ничего (думали, что помер давно), пока один энтузиаст не решил отыскать "Шугармэна" и не нашёл-таки его, живого, прозябающего в бедности.

Кому-то о чём-то говорит это название? А в ЮАР эта пластинка была буквально у каждого.
Кому-то о чём-то говорит это название? А в ЮАР эта пластинка была буквально у каждого.

Узнав, что популярен в ЮАР, Родригез очень удивился, но таки согласился приехать и дать несколько концертов. С учётом того, что его песни стали народными и распространялись нелегально, а самого исполнителя считали давно усопшим... представьте, что воскрес Юра Хой - и поймёте, что творилось на его выступлениях.

О том, собственно, и фильм - оскароносный, между прочим. Не сказать, что снято как-то особенно круто, просто сама по себе история невероятная и, как сейчас принято говорить, мотивирующая, даже если вы этого Родригеза знать не знаете и знать не желаете. Мол, удача и за печкой найдёт, верь в себя, и т.д.

Видимо, в целях мотивирования создатели умолчали, что в 80-е годы, задолго до триумфа в ЮАР, Родригез дал несколько успешных турне по Австралии, то есть свои 15 минут славы он получил значительно раньше. Этот факт в фильме не упомянут вообще никак. И не то, что сильное враньё, но... сказка получается не настолько чудесная, не так ли?

"Лето" (2018)

Завершим парочкой российских фильмов о "священной корове" всех русских рокеров, которую лучше лишний раз не трогать - то есть, Викторе Цое.

СССР, начало 80-х. Юный Виктор мечтает стать резидентом ленинградского рок-клуба, ради этого сводит знакомство с известным уже рокером Майком. Тот распознаёт в новичке гения и начинает оказывать ему всяческую поддержку, несмотря на разницу во взглядах: Майк копирует музыку западных групп 60-70 годов, а Виктор – актуальных на тот момент исполнителей. То есть, Майк – это классический рок, Виктор – это «новая волна». И рядом со вторым первый невольно ощущает себя ущербным.

И это ещё не всё: супруга Майка, Наталья, испытывает к Виктору влечение, и у них начинается что-то вроде платонического романа, что также не поднимает Майку настроения. Но сотрудничества с Виктором он не прекращает, понимая, что искусство – прежде всего.

О том, собственно, и фильм, снятый по воспоминаниям Натальи Науменко (которая, возможно, выдавала желаемое за действительное). Прочие герои той истории плевались, утверждая, что ничего этого не было. Подлинный гитарист группы «Кино» Алексей Рыбин даже запретил использовать свой образ, пришлось заменить его неким Леонидом. Тогда как современные поклонники русского рока ругались по другой причине: как, мол, это так, Майка Науменко играет Рома Билык из группы «Звери» – святотатство!

К счастью, я лишён этого рокерского снобизма, тем более что сыграл Рома (и роль, и музыку) вполне убедительно. А что до «этого не было»... В нужных моментах появляется персонаж по кличке Скептик, который именно эту фразу и произносит.

И в целом, фильм не относится к себе слишком серьёзно, время от времени сбиваясь не просто в откровенную небывальщину, а в мюзикл. В общем-то, это основная причина, почему «Лето» меня зацепило.

Начинал смотреть с изрядной долей скептицизма: ну да, показывают советских неформалов, которые бренчат на гитарах и пьют горячительное, ну и что? Но минут через двадцать начался музыкальный номер, когда Панк (персонаж, списанный со Свина, лидера группы "АУ") исполняет песню Psycho Killer группы Talking Heads, в процессе драки с правильными советскими гражданами. У меня случился небольшой отвал башки, и дальше я смотрел уже внимательно, приглядываясь к деталям.

Главное достоинство "Лета" – оно воссоздаёт эпоху и отвечает на вопрос: почему Цой – это Цой? Один мой знакомый писатель (известный, в отличие от меня) даже сказал, что это фильм про Иисуса и Иоанна Крестителя. Во как!

"Цой" (2020)

«Из ста человек, севших на ежа, девяносто девять жалеют собственный зад, и лишь один задумывается о судьбе ежа». А в случае с Виктором Цоем - о судьбе Яниса Фибигса, простого водителя "Икаруса".

…Итак, 1990 год. Живёт в маленьком прибалтийском городке простой водила Павел Шелест, который знать не знает ни о каком Цое. Как-то раз с автобусом, которым управляет Павел, сталкивается легковой автомобиль. И вроде понятно, что виноват погибший водитель легковухи, одна беда: это сам великий и гениальный Цой. К тому же водитель ранее судим, а следовательница, которая ведёт дело — его полюбовница. А ну как она утаила неизвестные детали происшествия?

Пока идёт расследование, Шелеста отправляют везти тело музыканта из Юрмалы в Ленинград. Мол, сам угробил, сам и занимайся. В компании с ним: две жены Цоя, бывшая и нынешняя, маленький сын от первого брака, вечно пьяный кавалер бывшей жены и некая фотожурналистка. А также хищный продюсер, которому во что бы то ни стало необходимо раздобыть кассету с Последней Песней Цоя. (Кассету зажилил Шелест, а то как же!)

Начинается «роуд-муви». История о том, как группа неких персонажей куда-то едет, и что-то с ними происходит. В основном — попадаются фанаты Цоя, которые пытаются прорваться к телу кумира. Страшно представить, что будет, если они узнают, КТО сидит за рулём…

Как вы уже поняли, основная претензия к фильму — та же самая: ничего этого никогда не было. А "этого" накручено много... Есть детективная линия о возможном виновнике (точнее, виновнице) аварии — не дотянули. Криминальная линия о поисках кассеты — не дотянули. Любовная линия, даже две — не дотянули. Зачем тогда всё это?

Тот же вопрос — «зачем?» — хочется в финале задать по поводу самого факта создания фильма. Фанатов позлить? Поэксплуатировать известное имя?

По крайней мере, фильм заставляет заинтересоваться судьбой реального Фибигса. Которого, кстати, никогда никто не преследовал и «убийцей» не называл. Вот так-то!

Всем спасибо.

Другие заметки о музыке и музыкантах на канале "Записки литературного панка":

Музыканты пишут книги.

Фильм о худшей певице всех времён.

Поностальгировать: отличные клипы 90-х.

ВИДЕО: играю на губных гармошках, странный дедуля отжимается.

Фильмография "битлов".