Найти тему
Наталья Баева

Мечты о классовой гармонии

"Как не петь нам? Мы счастливы.
Славим барина - отца.
Наши речи некрасивы,
Но чувствительны сердца.
Горожане нас умнее:
Их искусство — говорить.
Что ж умеем мы? Сильнее
Благодетелей любить".

Это - из "Песни земледельцев", написанной в начале девятнадцатого столетия... естественно, барином. Который очень хотел, чтобы его мужички почитали его за отца.

Это Николай Михайлович Карамзин.

Сомневаться в порядочности автора "Истории государства Российского" - ни малейшей возможности. Да и песня эта написана для оперы, так что, вероятно, не вполне всерьёз. И тем не менее...

Все двенадцать томов "Истории" - это не просто открытие целого мира (Российская история открыта Карамзиным, как Америка Колумбом), это ещё и поиск доказательств "особого пути" России.

А нужны ли такие доказательства? Разве и так не ясно, что ни одна страна не похожа на другую, а значит, и путь у каждой особый? Продиктованный множеством условий - от ландшафта и климата - и до наличия естественных границ?

Но Карамзину хотелось бОльшего: доказать, что все смуты и восстания - происки злодеев, внешних и внутренних. А народ нисколько не "бунташный", вполне довольный своей участью. Да и как не быть довольным, если в России все обязаны всем, каждый несёт свою часть жизненных тягот?

Легко ли царю править такой махиной (при том, что ошибок царям не прощают?)

Легко ли дворянину тянуть лямку в армии чуть не с детства - и пожизненно? Но защита Отечества - непременная обязанность благородного сословия. А рядовой может стать благородным - совершить подвиг! Да и просто за выслугу лет рано или поздно повысят.

-2

Так и крестьянину нелегко кормить всех, но... как же иначе?

Мечта о классовой гармонии...

И ведь не так уж неправ был Николай Михайлович: вплоть до 1762 года крестьяне находили крепостное состояние хотя и тягостным, но - естественным. От бога. Что же изменилось?

На протяжении восемнадцатого века налоги и подати выросли в ЧЕТЫРЕ раза. Причём львиная доля шла не в казну, а на роскошную жизнь помещиков. А главное - помещик вдруг выпал из "великой цепи", всеобщей связи. Оказалось, что он более не обязан никому и ничем! Царский манифест "О вольности дворянства" разрешил целому классу общества жить, как хочется. И если "Екатерининским орлам" служить ещё хотелось,

-3

то Обломовы - их внуки. Прошло всего полвека!

-4

И через полвека было уже ясно, что классовая гармония - мечта светлая, но... отдаляющаяся, как грань горизонта. Может быть, она достижима эволюционным путём? В самом деле, убить раба уже нельзя, закон запрещает. Продать - пока можно, но вот - вот запретят. И наконец, пороть запретили! Смягчение нравов налицо, теперь можно всего лишь держать полуголодным. Платить ровно столько, чтобы работал...

Это безо всякой иронии. Это и Антон Павлович Чехов говорил, что далеко не в восторге от всего, что видит вокруг, но... надо же быть справедливым: если настоящее дурно, то прошлое было просто омерзительно.

И куда уйдёшь от вечного определения Маркса:

Классов в обществе может быть несколько, но на любом этапе истории основных было только два: ЭКСПЛУАТАТОРЫ И ЭКСПЛУАТИРУЕМЫЕ.

То есть большинство, создающее материальные блага, и меньшинство, присваивающее большую часть созданного.

Внешне господство меньшинства принимало разные формы — и классы назывались по-разному:

РАБОВЛАДЕЛЬЦЫ — РАБЫ (Рабовладельческое общество);

ФЕОДАЛЫ — КРЕСТЬЯНЕ (Феодализм);

КАПИТАЛИСТЫ — РАБОЧИЕ (Капитализм или Индустриальное общество).

Вот это "смягчение нравов", вплоть до демонстративного заигрывания, мы сегодня и наблюдаем. Зачем палка, если можно "делиться"? Уделить небольшую часть - чтобы сохранить за собой львиную долю навсегда?

Вот что можно возразить против программы устройства парков? Распил средств? Помилуйте! Это забота о здоровье трудящихся!

Предвыборный плакат ЕР
Предвыборный плакат ЕР

А то, чего доброго, не смогут трудиться до 65...

Конечно, глянул бы рабочий начала 20 века на жизнь рабочего 21 века - сказал бы "заелись". Но если уровень жизни создателя материальных благ растёт в арифметической прогрессии, то уровень его современных "благодетелей" - в геометрической.

Не получается гармонии...

Но каждый раз разговор о справедливости сворачивает в проторённое русло: "рабочий - недоумок от природы. Есть голова - получишь образование - пробьешься". Пробьешься... куда? В "благодетели"? Это всё, что нам сегодня могут предложить?

Ах да, с головой же можно стать программистом, копирайтером, успешным блогером, наконец. Работодателя и видеть не будешь, но платить - то тебе всё равно будет работодатель. И только ему решать, сколько - тебе, сколько - себе.

Но речь не о "блогерах и менагерах", а о создателях настоящих материальных благ, оказавшихся внизу пирамиды.

Ведь, если всерьёз, никто (в том числе и сами "низы") не заинтересован в том, чтобы ВСЕ производители - хлеборобы, скотоводы, строители - враз поумнели настолько, чтобы перестать производить. Сюжет для фантастического романа. Но ... как же тогда им быть довольными своим положением?

Как ни заклинай об "исчерпанном лимите на революции", может ли быть такая пирамида устойчивой? Выборы покажут. Может быть, и может...

Ведь «верхи», обладающие сверхдоходами, могут диктовать свою волю всему населению. Не только и не столько через аппарат принуждения (государство), но и методами «мягкими» и надёжными. «Покупая» и контролируя все средства массовой информации — от телевидения, до школьных программ.

В результате «средний» человек и сам не хочет никакой другой жизни — приспосабливается к той, что есть, голосует за то, что есть. Недоволен, но... перемены его пугают.