Найти в Дзене
БООС ЛАЙТИНГ ГРУПП

Государственный эрмитаж. Свет в музее.

Пространство "Эрмитажа" - это огромная площадка для самовыражения, творчества, поисков красоты и идей. Залы Эрмитажа открыты. Мы, например, для себя выбрали - посмотреть в Аполлоновом зале “Прекрасную садовницу” Рафаэля. Посетители Эрмитажа первыми увидят шедевр из собрания Лувра после реставрации. Надо успеть до 19 сентября.

До 3 октября в Пикетном зале представлена выставка рисунков и скульптур датского скульптора и художника эпохи неокласссицизма Бертеля Торвальдсена. Она организована совместно с Музеем Торвальдсена в Копенгагене.

В Николаевском зале (зал 191) Зимнего дворца представлена выставка “Искусство средневековья. Шедевры из Национальной галереи Умбрии”. Около 40 произведений живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства XIII – начала XV века иллюстрируют развитие художественных школ Центральной Италии. В российских музеях подобные произведения редки, поэтому совместный проект двух музеев – Государственного Эрмитажа и Национальной галереи Умбрии – имеет исключительное значение.

И, самое главное, загляните в зал французской живописи. Здесь особая световая атмосфера. Ее создали сотрудники "СветоПроекта", которые освещали залы французских художников в Эрмитаже.

Как это было - описывает в своей статье Маргарита Белякова, автор модернизации освещения в зале № 277 Государственного Эрмитажа.

Маргарита Белякова, инженер. Окончила Московский энергетический институт по специальности «Светотехника и источники света». Главный специалист по световым решениям ООО «СветоПроект», член Союза дизайнеров России. Область профессиональных интересов: проектирование архитектурного и ландшафтного освещения, внутреннего электрического освещения общественных объектов, освещения музеев, экспозиционного освещения.

Задача работы – создание в зале музея гармоничной световой среды, благоприятной для общего восприятия архитектуры и интерьера зала и предоставляющей условия для полноценного восприятия экспонатов. Обозначены сложности: неклассические габариты зала, являющегося частью французской анфилады, полихромные росписи и лепнина стен и потолка, почтенный возраст (потемнение красочного слоя) и уникальность картин, а также крупные габариты обрамлений. Определены общие параметры системы освещения, состоящего из двух частей – общего освещения зала и освещения экспонатов. Система должна обеспечивать совместное, сочетающееся действие двух, независимо управляемых по потоку, составляющих: рассеянного (отражённого от свода потолка) и направленного (прямого) света. Система должна быть перенастраиваемой (в известных пределах) и учитывать возможное в будущем изменение экспозиции. Система не должна оказывать негативное влияние на экспонаты и интерьер. Выбраны определяющие технические параметры системы: типы источников света, их коррелированные цветовые температуры, уровни общего и частных индексов цветопередачи, типы осветительных приборов и их место‑ положение, примерные уровни освещённости на картинах и стенах, ориентировочные соотношения освещённостей от прямого и рассеянного света на картинах.

Проведённые строительно-монтажные работы и юстировка показали, что обновлённая осветительная установка отвечает поставленным задачам и соответствует требованиям качественного восприятия и безопасности экспонатов и интерьера зала.

"СветоПроект", подразделение МСК «БЛ ГРУПП», выполнило работы по модернизации освещения зала № 277 Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге, посвящённого изобразительному искусству Франции XVII века.

Экспозицию зала составляют пять картин средних габаритов и одна крупногабаритная картина. 300–400-летние полотна разных художников из-за весьма тёмного фона и при существовавшем освещении воспринимались зрителем непросто. До модернизации осветительная установка зала состояла исключительно из приборов карнизного освещения – светильники с люминесцентными лампами (3000 К) были установлены на карнизе в зоне импоста свода и нацелены на свод потолка; отражённым от свода светом освещали как стены, так и картины на стенах. Освещённость на картинах (и стенах) в вечернее время ранее составляла не более чем 25–38 лк. Световой поток, попа‑ давший на картины, был только рас‑ сеянным. Второй составляющей, необходимой для хорошего восприятия картин, – прямого света – в тёмное время суток не было совсем. Таким образом, при почти одинаковой освещённости от рассеянного света на преимущественно тёмных картинах и вполне светлых стенах, картины практически не могли привлечь к себе внимание посетителей.

Относительно небольшой по площади (немногим более чем 40 м2), зал № 277 имеет такую же высоту, как и соседние залы французской анфилады: верх карниза расположен на расстоянии более чем 5 м от пола, а верх цилиндрического свода – на расстоянии около 7 м. То есть соотношение высоты возможного места крепления шинопровода (верх карниза) и линейных габаритов зала не совсем удобно для освещения светильника‑ ми, устанавливаемыми на шинопроводе. Чтобы обеспечить рекомендуемые углы падения света на картины (в пределах 45–75° к горизонтали) при большой высоте подвеса шинопровода, необходимо достаточное от‑ даление шинопровода от стены с картинами. При этом анфиладное расположение залов накладывало свои ограничения на месторасположение шинопровода со светильниками. Что‑ бы максимально ослабить возможное ослепление посетителя при взгляде вдоль оси анфилады, было необходимо исключить появление слепящего светильника в «простреле» анфилады, то есть приближать шинопровод к стене с картинами. При таких противонаправленных геометрических требованиях, крупные рамы картин оказались дополнительным осложняющим фактором. Однако необходимо было помочь посетителям лучше увидеть картины зала № 277, ведь в зале фактически не было специального освещения картин.

Кроме того, было необходимо показать форму потолка и его красивые росписи, сохранить привычный образ зала, а значит, и карнизное освещение.

Предстояло заменить приборы карнизного освещения светодиодными приборами, способными, к тому же, снизить яркость в основании свода и растянуть освещаемую часть свода по высоте и имеющими групповое управление. Для освещения непосредственно картин требовались светодиодные осветительные приборы нескольких типов по светораспределению, управляемые по потоку индивидуально. Были выбраны приборы марки «GALAD» – Вега (карнизное освещение) и Афродита (освещение картин).

Поэтому обновлённая установка освещения зала должна была состоять из общего освещения (отражённый свет) и освещения картин (прямой направленный свет). Также необходимо было привести систему освещения к одному типу источника света, и именно к тому, спектральные характеристики которого лучше подходят для освещения полотен, – современным светодиодам с высоким общим индексом цветопередачи Ra и высокими частными индексами цветопередачи R9 R14 (для насыщенных цветов).

Светильники для установки на шинопроводе Афродита изготовлены на напряжение 48В, что не только визуально минимизирует установку по га‑ баритам, но и позволяет управлять потоком вручную (по месту, индивидуально для каждого светильника), не прибегая к устройству системы автоматизированного управления, которую невозможно реализовать, не навредив интерьеру в таком миниатюрном отдельно взятом зале.

Монтажные работы и нацеливание светильников были проведены в короткие сроки.

Результаты работы представлены на фотографиях, сделанных во время монтажа (рис. 2, 3). Даже при невысоком качестве фотографий видно, что проявились акценты, незаметные ранее. Так как общий индекс цвето‑ передачи Ra светодиодов светильников Афродита составляет 98 %, а индекс красного R9 также равен 98 %, то цвета красок картин выглядят более сочными, чем при освещении люминесцентными лампами. Картины ста‑ ли более выразительными.

Коррелированная цветовая температура излучения светодиодов светильников Афродита составляет около 2900–3000 К, светильников Вега – около 4000 К. Таким образом, совместное действие двух видов освещения обеспечивает падающему на картины свету коррелированную цветовую температуру около 3200 К, что также положительно повлияло на выразительность – выявились важные участки картин, которые были малозаметны при прежнем освещении.

На момент юстировки было выставлено наилучшее, на наш взгляд, для вечернего восприятия соотношение общего освещения с карниза (25–30 лк) и освещения с шинопровода (40–120 лк) (рис. 4). При этом светильники на карнизе работают в ре‑ жиме 20 % от своего максимального светового потока. Светильники шинопровода выставлены на 40–60 % от своего максимального светового потока. Если с течением времени появится необходимость в смещении смысловых акцентов или перевеске картин, то изменением светового потока светильников Вега, управляемых групповым образом, и светильников Афродита, управляемых индивидуально, можно выставить не только новые значения освещённости, но и, в небольших пределах, соотношение холодно-белого и тёпло-белого света на картине.

Эрмитаж, зал №277 - французская живопись.
Эрмитаж, зал №277 - французская живопись.

Освещённость на картинах в вечернее время ранее составляла не более чем 25–38 лк, тогда как в случае новой установки освещённость на картинах от двух видов освещения составила не более чем 150 лк, из них около 25 лк – от общего освещения.

Открытие зала №277 Эрмитажа после модернизации освещения.
Открытие зала №277 Эрмитажа после модернизации освещения.