Тяжелый танк КВ-1 к концу 1942 г. уже не устраивал советское руководство, как и его развитие облегченный КВ-1с.
У немцев появился новейший тяжелый танк "Тигр", который 76-мм танковое орудие не пробивало вообще, а вражеские танкисты могли достать ту же Т-34 с 1,5 или даже 2 км. Не был таким же неуязвимым и КВ.
В СКБ-2 Челябинского Кировского завода (ЧКЗ) в 1942 г. делали развитие КВ-1с средний танк тяжелого бронирования КВ-13 или объект 233.
В феврале 1943 г. ЧКЗ и заводу № 100 НКТП (будущего Опытного танкового завода) предписывалось изготовить два опытных экземпляра танков "Иосиф Сталин" или ИС.
Имелись два варианта КВ-13. "Объект 233" с 76,2-мм пушкой ЗИС-3, он получил обозначение ИС-1 и "объект 234" с 122-мм гаубицей У-2 в башне опытного тяжелого танка КВ-9, он получил обозначение ИС-2.
Испытания проводились в марте и апреле 1943 г. и прошли удачно. Комиссия признала, что оба объекта имеют при меньшей массе более сильное бронирование и большую скорость движения по сравнению с КВ-1с. А "объект 234" имел и более мощное орудие.
После обстрела немецкого тяжелого танка "Тигр" в Кубинке выяснилось, что необходимо усиление танкового вооружения, остановились на 85-мм пушке с баллистикой зенитного орудия 52-К, которую планировали установить в башню КВ-1С и на новый танк ИС.
Были два орудия, которые должны были устанавливаться в новый танк. С-31 и Д-5Т. Но уже на этапе компоновки выяснилось, что 85-мм пушку на погон 1 535 мм установить невозможно, пришлось расширить его до 1 800 мм и под новую трехместную башню, увеличился объем боевого отделения и длина танка, в ходовую часть добавили шестой опорный каток. Масса машины возросла до 44 тонн, удельная мощность снизилась.
В начале июля 1943 г. были готовые два прототипа танков ИС на корпусе КВ-13 с башней под 85-мм пушку. Оба они получили обозначение "объект 237", они различались орудиями, у одного была С-31, у другого Д-5Т.
На базе доработанного корпуса КВ-1с изготовили "объект 239" он же КВ-85 с башней ИС-85 и пушкой Д-5Т. Также сделали "объект 238" с 85-мм пушкой С-31, в башне от КВ-1с.
В августе 1943 г. прототипы танков ИС и КВ с пушкой Д-5Т допустили к государственным испытаниям, оба прототипа рекомендовали к серийному выпуску и принятию на вооружение.
8 августа 1943 г. приняли на вооружение и запустили в производство КВ-85 с 85-мм пушкой Д-5Т в башне ИС-85. 4 сентября постановлением ГКО приняли на вооружение ИС-85 с пушкой Д-5Т, но решили продолжать выпускать СУ-152 и КВ-85, до начала серийного выпуска ИС-85.
4 сентября 1943 г. Сталин подписал постановление ГКО № 4043 "О производстве танков ИС".
Для производства ИС, тогда ИС-85 нужно было освоить производство КВ-85, так как у них были одинаковые башни.
Проблемой стало и освоение нового шасси первые 25 машин нужно было сдать в ноябре 1943 г., еще 75 в следующем месяце, КВ-85 должен был выпускаться до ноября, а СУ-152 - до декабря 1943 г.
Но и такие отдаленные сроки были жесткими. В конструкции танка много использовалось литых деталей, впервые в серийном советском танкостроении.
Когда лили башни для КВ-85 и объекта 237 образовывались швы на башнях, их "лечили" сваркой.
В начале октября 1943 г. завод № 200 завод заложил 5 корпусов для ИС-85, при плане в 2 корпуса.
Параллельно с организацией производства провели испытания опытных ИС и рекомендовали внести в конструкцию ряд изменений. Часть необходимо было ввести немедленно, а более масштабные отходили на среднесрочную перспективу. В частности, комиссия посчитала необходимым разработать мотор в 600 л. с.
Также нужно было улучшить условия работы механика-водителя, для этого приподняли люк-пробку.
Переделали выхлопную систему, патрубки как Т-34 выбрасывали выхлопные газы прямо в воздухоприток на крыше моторно-трансмиссионного отделения.
Доработок требовала конструкция элементов трансмиссии, системы охлаждения и ряд других систем. От КВ-85 танк получил проблемы с боевым отделением, в частности неполадки с механизмом наведения пушки.
Решили вместо рекомендованного комиссией трубчатого подковообразоного радиатора с трубками из цветного металла поставить стальной пластинчатый.
В-2 форсированный с 600 л. с. должен был выпускаться с 1 января 1944 г. Потом его не дождется ни ИС-85, ни ИС-122 (ИС-2).
Всего было 19 пунктов требований, в серию вводились 2, испытывались еще 12 к 1 декабря 1943 г.
На испытаниях ИС-85 проявил себя не лучшим образов, в основном из-за качества изготовления.
Челябинский Кировский Завод (ЧКЗ) ответственно подошел к подготовке серийного производства танков, два сборочных цеха были полностью переоборудованы.
Отрабатывался метод линейно-поточного производства. Параллельно шел выпуск Т-34, основной продукции ЧКЗ. За 1943 г. в Челябинске построили 3 593 машины.
Весной 1944 г. производство Т-34 в Челябинске прекратили.
Первые ИС-85 собрали в конце октября 1943 г. Серийные танки были похожи на Объект 237, но у них была изменена конструкция выхлопных патрубков, люк мехвода находился выше, верхний кормовой лист стал проще по конструкции.
Первый танк ноябрьского плана удалось сдать уже к 5 ноября. 25-й "ноябрьский" танк был сдан 1 декабря.
Первые 10 танков в производстве которых принимали участие сотрудники, которые собирали объекты 237 имели вполне удовлетворительное качество. Но в массовом производстве качество резко упало.
Документация доставила немало хлопот, только в ноябре в ней обнаружили 200 ошибок. Из 25 первых танков приемо-сдаточный пробег выдержали 14, остальные ушли на доработку.
На пробегах выявился серьезный конструктивный дефект, траки деформировались когда задевали фланец кронштейна первого балансира. Выявились проблемы с сепараторами подшипников планетарного механизма поворота. Пришлось прекратить приемку танков и менять подшипники.
ИС-85 понимался тогда как промежуточная машина, в скором времени планировалось его заменить на новый танк. Им станет ИС-122 или ИС-2, который был принят на вооружение Красной Армии 31 октября 1945 г. Это был тот же ИС-85, но с пушкой Д-25Т калибра 122 мм и небольшими переделками башни.
ИС-2 перешел дорогу ИС-85, вместо 75 танков их решили выпустить 40, заводы уже должны были в декабре выпустить 35 ИС-122.
За декабрь ЧКЗ сдал 40 ИС-85 и 35 ИС-122, в январе еще 40 ИС-85. Всего получается сделали 107 ИС-85.
Больших изменений внешнего вида за период своего выпуска танк не претерпел, были различные типы траков и в январе 1944 г. поставили новый поворотный механизм. Какая-то часть ИС получила новый танковый прицел ТШ-15. Ранние машины получили старый 10Т-15.
Положение с качеством постепенно выправлялось. Часть требований по улучшению конструкции так и осталась на бумаге.
Спасибо за прочтение.
Пашолок, Желтов, Кокшаров Промежуточный ИС.
***
Установите приложение БургерКинг, используйте при регистрации промокод ZHP15K, зарегистрируйтесь в программе лояльности, сделайте заказ на сумму от 699 руб. и получите 400 корон на еду в БургерКинг. Также можно получить еще короны заказав "Вынос на парковку", есть возможность копить бонусы "Спасибо" от Сбера.
***