"Я видел много, слишком много человеческих жизней, наблюдая их от начала до конца, и даже дальше – до исчезновения памяти, изглаживания малейших следов их жизни… Знаешь, что их роднит? – Геспер посмотрел на внешне незыблемый строй звёзд, что был не крепче хрустального замка. – Иллюзии! Вот что роднит весь род человеческий! Их слабый, но своевольный рассудок навсегда накрыла тень древа познания, из-за которой сквозит холодная насмешка пресмыкающегося…"
Страж неба поднял камень и, протягивая брату, скривил губы:
– Плод мудрости из поколения в поколение: холодный, бесчувственный, скользкий, точно рептилия, поселившаяся внутри их разума. Плод ума, что убивает, сокрушая череп…
Эреб коснулся камня, оживляя картины первых тысячелетий:
– Воистину неразрешимый ребус: зачем рождаться, если суждено кануть в небытие? Мучаясь или наслаждаясь, оттягивая неизбежное или приближая его, каждый из них дурачил себя, погружаясь в игру светотени, что никогда не даст ни твёрдого Да, ни однозначного Нет…
– Иллюзии, усиленные чувствами ложного обладания и контроля, приводят к параличу рассудка; так порождения змея – паразиты ума, забавляются с жертвой… Нет разницы, умён их обладатель, или глуп, могуч или безволен – он только фрагмент в зловещей игре тьмы. Его используют, использует он сам, но заменённым быть его удел. Прахом быть в начале, и прахом стать в конце – незавидная судьба, брат,…
Эреб всматривался в осыпавшуюся тьму, грозившую увлечь надрывно пульсирующую сущность Плутона.
– Природа знания – тень света, но даже мы не знаем в полной мере, что же скрывается в тени? Кто в ней укрылся, кто она сама, и что там, в первозданной бездне? Вот вопрос… Что род людской? Своё познанье почитает светом: единственною истинною мерой; тропой бессмертья и спасеньем... В том находит наслажденье мудрый, и обретает злой восторг дурак. И околпачен каждый…
– Их мир, начавшийся обманом, живёт обманом и уйдёт в обман. Вот адский круг достойный их планиды.
– Но вмести с ними, канут жизнь и свет; Вселенная совьётся, словно свиток. Не станет ничего…
– Пророчество гласит, что звёзды канут в нас…
– Сгорят одновременно и навечно, чтоб никогда не быть! Ничто не возвратится!
– В том правда и закон? И высший смысл Вселенной?
– Я не знаю… может наше разуменье всего лишь светотень? Пусть так, но тень бросает мир, не Свет… а мир идёт во тьму… Он скроется во тьме, что станет ему светом…
– Не кончена борьба, пойдём сквозь тьму, сквозь ад – долиной смертной тени в суть иллюзий.