Возьмём, например, бизнес-процесс водителя автобуса общественного транспорта. Его основной бизнес-процесс заключается в том, что он приезжает на остановку, останавливает автобус, открывает двери, объявляет какая это остановка, выпускает и впускает людей, после этого закрывает двери, говорит фразу «осторожно, двери закрываются», объявляет следующую остановку, едет дальше.
И так на каждой остановке он выполняет эти действия. Это все бизнес-процесс. Такой же бизнес-процесс есть и у водителя троллейбуса или трамвая. Такой же бизнес-процесс есть у водителя грузового транспорта. Иными словами у любого, кто принимает участие в дорожном движении, есть свой бизнес-процесс.
Но существует ещё и регламент – правила дорожного движения. То есть, когда люди едут, они действуют в соответствии с определенными дорожными законами. И если этих правил дорожного движения не будет, то на дорогах будет черт-те что и сбоку бантик. А это и есть неразбериха в бизнес-процессах.
В такой ситуации бизнес-процессы просто не будут работать.
Абсолютно тоже самое происходит и в организации. Например, у закупщика существует определенный бизнес-процесс. Он должен найти конкретные вещи, которые необходимо приобрести, чтобы производство не стояло. Он закупает все это, заполняет нужные бумаги, делает все очень четко. Это бизнес-процесс.
Но определение максимальной цены… и вообще ценового диапазона по которому он закупает, решение с какими компаниями он работает, а с какими нет и т.д. Это все регламенты. И если он не будет следовать этим регламентам, то он может закупить либо очень дешёвую вещь, которая испортит имидж изделия (если это комплектующая часть). Или, предположим, он закупит слишком дорогую, которая увеличит себестоимость продукции и т.д.
Итак, бизнес-процесс – это то, КАК он что-то делает. Правила, которым он следует, когда он это делает – это регламенты.
Существует множество регламентов, правил по которым живет предприятие. Есть еще одно словосочетание, которое означает то же самое, что регламент –«организационная политика». Это перевод английского слова «policy».
Только если мы переведём слово «policy» как просто «политика», это будет немного пугать людей, так как они могут иметь в виду политику в другом значении, как использование силы государством. Что касается организационной политики, уже понятно, что это правила, которые имеют отношение к данной конкретной компании.
Вот таким образом я попытался объяснить вам чем отличается регламент (или оргполитика) от бизнес-процесса.
А в вашей компании есть регламенты? Поделитесь в комментариях!