Найти тему
Чадовед

Личность учителя: зависит ли от неё внимание ученика на уроке

Оглавление

До сих пор в науке ведутся споры: педагогика – наука или искусство. Если твёрдо следовать всем её заповедям, будут ли на уроках царить тишина и покой? Идентичны ли внимание детей и дисциплина? Что нужно, чтобы ученики были сосредоточены на уроке? Давайте разбираться.

Первое правило

Первое моё требование на занятиях: когда говорю я, все молчат. Его я придерживаюсь жёстко. Иначе для кого звучат мои слова? «Тихо сам с собою я веду беседу»? Дети говорят одновременно с учителем по следующим причинам:

  • им неинтересно;
  • устали, поэтому трудно сосредоточиться;
  • недостаток уважения к педагогу;
  • рассказ учителя вызвал мысли, эмоции, которыми хочется тут же поделиться – слабое самообладание.

Чтобы остановить болтунов, не прерывая объяснения, задайте вопрос по теме, остановите жестом, лёгким прикосновением. Если это не помогает, я обычно предлагаю занять моё место и вести урок вместо меня. Такой шаг вызывает смех, смущение виновников, что приносит двойную пользу:

  • снимается напряжение, что приносит мгновенный отдых;
  • педагог привлекает внимание к себе, болтуны быстро переключаются.

Для младших классов действует безотказно. Подростки могут принять предложение. Пусть. Если справится с задачей, похвалите, но попросите больше так не делать. А если провалится, то, если дети уважают вас, они сами скажут нарушителю всё, что нужно.

Особенность речи

Долгая монотонная речь может усыпить внимание самого старательного ребёнка. В педуниверситете на лекциях по физиологии нас учили, что урок должен быть «театром одного актёра». Это не значит, что нужно устраивать цирк и танцы с бубном. Достаточно менять уровень громкости, интонацию. Вкладывайте чувства в объяснение.

Резкая, громкая речь утомляет. Особенно, когда тема сложная. Если дети возбуждены, педагог повышает голос, срывается в крик. Это привлечёт внимание, но ненадолго. Крик – это собственная слабость.

Понятно, что учитель не железный. Но лучше, дойдя до кипения, использовать тихие методы воздействия. Сесть и молча наблюдать – это вызовет удивление, интерес. Не помогло – выйти из класса. Успокоитесь сами, отдохнут дети. Выбор воздействия зависит от возраста учеников, их отношения с учителем и его характера.

-2

Во время объяснения, нельзя «растекаться мыслью по древу». Длинные витиеватые фразы способны запутать и взрослого. Дети же просто потеряют нить, а вместе с ней и интерес, следовательно, рассеется внимание.

Интерес

Если детям не интересно, не стоит ждать пристального внимания к рассказу. Знаю, есть много педагогов, которые не согласятся со мной. Что ж, напишите об этом в комментариях. Да я сама в таких случаях уплывала в свои миры, честно глядя на учителя. Преданный взгляд не говорит о внимании.

Обучение должно проходить ритмично и на предельно допустимом уровне сложности для возраста класса. Когда всё и так ясно, зачем слушать вас? Если кто-то уже знаком с темой, пусть поделится. Сразу или позже, решать вам.

Чтобы внимание не ослабевало, находите дополнительные раздражители. Лучшего всего эту роль играют вопросы по теме. Чем больше дети додумывают сами, тем им интереснее, а знания прочнее. Применяйте различные средства обучения от электронных до простых игрушек. В зависимости от возраста.

Урок в форме деловой игры
Урок в форме деловой игры

Использование ярких, живых примеров по теме тоже хорошо влияет на заинтересованность слушателей. У меня, в связи с этим, случился такой казус. История архитектуры тесно связана с историей общества. Конечно, я рассказывала о людях, о событиях. После занятия мои семиклассники стали вполне серьёзно уговаривать меня идти к ним в школу преподавать историю.

– Ольга Зеликовна! Мы ненавидим историю. А, оказывается, она может быть интересной.

Я не историк. Уверена, что их учитель знает этот предмет гораздо глубже меня. Разница в том, что я рассказываю живую историю, а в школе упор на имена и даты. Мне оставалось рекомендовать способы поиска интересной информации самостоятельно.

Самое главное

Подведём итоги. Какой способ привлечения внимания ни возьмём, всё упирается в личность педагога.

-4

Он должен обладать многими важными качествами:

уметь владеть собой;
выработать в себе артистичность, эмоциональность;
быть эрудированным и постоянно развивающимся человеком;
уметь и хотеть использовать различные интерактивные методы обучения;
быть психологом, понимать причины неподобающего поведения детей;
любить своих учеников и понимать их проблемы;
сочетать строгость с добротой;
быть всегда справедливым.

Такого учителя дети будут уважать и слушать.

Думаю, у вас есть возражения. Напишите об этом в комментариях.

-5