Эстонцев в России часто называют тормозами – мол, они слишком медленно говорят. Но это не совсем так. Они действительно говорят медленно – но это по-русски. А на своем родном языке они запросто могут чесать со скоростью авиационного пулемета. Просто языки у нас слишком разные и слишком сложные, а перекодировка из одной такой системы в другую требует времени. Только и всего.
Так что тормознутость – не определяющее свойство Эстонии. Более того, в истории был момент, когда маленькая и довольно бедная Эстония умудрилась обогнать здоровенного промышленного и финансового гиганта – Японию. Но обо всем по порядку.
Итак, заканчивается Первая мировая война, в России начинается революция, а в Европе – парад суверенитетов. На обломках четырех империй появляются новые государства – Польша, Чехословакия, Югославия, Латвия, Литва, Эстония, Турция и др.
И вот Эстонии, как и любому другому такому новообразованию, предстояло заниматься строительством государства. Организовывать систему управления, налаживать экономику, заниматься образованием и инфраструктурой, создавать армию.
Надо сказать, с армией Эстонии поначалу повезло – ей досталось много оружия. Что-то они раздобыли еще из царских запасов, что-то отобрали у белых, что-то им подкинули кореша по Антанте. Но все это вооружение было очень разнородным – русские мосинки, французские лебеля, британские и американские росс-энфилды (образец 14) и… японские арисаки. Да-да, на вооружении в Эстонии в межвоенный период состояли японские арисаки. Возникает логичный вопрос - где Эстония и где Япония? И как эти винтари вообще попали в такие дальние гребеня?
На этот счет существуют разные версии. По одной из них, эти японские винтари – наследство от царской России. В Первую мировую царская оружейная промышленность не справлялась с производством винтовок, и эти винтовки приходилось заказывать в других странах – в частности, в США и в Японии. США поставляло в Россию винчестеры под русский винтовочный патрон, а также трехлинейки Мосина, выпускавшиеся на американских заводах. А Япония (да, Япония тоже участвовала в 1МВ на стороне Антанты) поставляла в Россию свои винтовки системы "Арисака" - но уже под свой японский патрон. Производство этих патронов было впоследствии налажено и в самой РИ.
Когда в России началась революция, какая-то часть этих арисак хранилась на складах в Финляндии. Соответственно, после отпадения этой территории от России эти винтари перешли на баланс Финляндии. Но финнам это счастье было нафиг не надо (в холодных условиях Финляндии надо было что-то помощнее), поэтому они сбагрили его расово верным товарищам – эстонцам.
По другой версии, эти арисаки были закуплены Англией для своих делишек на Ближнем Востоке. Но 1МВ закончилась, ситуация резко поменялась, и арисаки оказались Англии не нужны. Поэтому они сбагрили их эстонцам. В нагрузку к своим "образцам 14" - которые после 1МВ тоже оказались англам не нужны.
А теперь представьте. Вы – маленькая страна. С малоразвитой промышленностью. Денег на армию нет. А у вас на вооружении – несколько разных винтовок под разные патроны. Кошмар снабженца. Особенно если учесть, что своего производства патронов у вас тоже нет.
Что делать? Правильно – унифицировать калибр. И перво-наперво – перестволить те же арисаки под британский патрон 303. Под тот самый, которым стреляет штатный "образец 14". Что и было сделано в первую половину 1930-х.
Однако после такой переделки всплыло много нюансов. В эстонском главбабахе выяснили, что британский патрон 303 оказался слишком мощным для такой конструкции. Особенно если учесть, что эти японки достались Эстонии как секонд-хенд – значительная часть из них уже успела пострелять в 1МВ и потому была сильно поюзаной. Ресурс ствола и механизмов – он не бесконечный.
Опять же, металл. Япония в те поры не отличалась качеством металла. В самой Японии никогда не было таких ресурсов, на которых можно было бы делать качественную металлургию. И если металл в японском стволе еще как-то выдерживал слабенький японский патрончик 6,5, то мощный британский патрон 303 мог разворотить там все нафиг. Поэтому в Эстонии было принято решение вообще отказаться от этих винтовок и передать их в местный ландвер. При серьезном замесе, им все равно не удастся выстрелить больше 10 раз, а 10 выстрелов этот японский поюзаный винтарь еще как-то выдержит.
И теперь вернемся к заголовку статьи. Где же, в самом деле, Эстония обогнала Японию?
А вот где. В Японии к концу 1930-х годов пришли к выводу, что родной японский патрончик 6,5 х 50 – он как-то слабоват будет. Такому выводу сильно поспособствовали боестолкновения с РККА – которые стреляли из мосинок, а также с китайцами – у которых на вооружении был маузер под 7,92.
Японцы посчитали, что им тоже нужен более мощный винтовочный патрон. И они, как и эстонцы, тоже взяли британский 303, обкорнали его под свои станки и стали выпускать новые арисаки – уже под патрон 7,7 х 58. И впоследствии они пришли к тем же результатам, что и эстонцы. Причем там мало того, что металл не выдерживал – там еще и промышленность не справилась с производством. Но для японцев это стало очевидным только в начале 1945-го года. А эстонцам – лет на 7 раньше. Ну и кто тормоза после этого?