Найти в Дзене
Oleg Kaczmarski

КЕН В СТАНЕ ЧЕРНОНОГИХ

В то время, когда Хип записывали свои альбомы с вокалистом Питером Голби – Abominog (1981), Head First (1983), Equator (1985), – Кен Хенсли влился в состав группы американских индейцев Blackfoot.

Да, у троих участников группы в жилах индейская кровь, а если точнее: у барабанщика Джексона Спайрса из Оклахомы отец был наполовину индейцем шайенном, наполовину французом, а матушка индианкой чероки; у лидера группы Рики Медлока обратная ситуация: мама-метиска – смесь индейских племён крик/чероки с шотландско-ирландской кровью, а папа – чистокровный индеец – смесь лакота сиу и черноногих (отсюда и название Blackfoot); наконец, басист Грег «Два волка» Уолкер был индейцем племени крик (маскоги). Единственным бледнолицым в группе был гитарист Чарли Харгретт.

Группа играла так называемый southern rock (южный рок) – яркими представителями стиля являются Allman Brothers Band, Lynyrd Skynyrd, John Mellencamp, The Outlaws (это те, кого я знаю). В этом стиле Blackfoot записали 5 крепких альбомов, особенно хороши, на мой взгляд, первый и последний – No Reservations (1975) и Marauder (1981).

Однако в начале 80-х южный рок стал считаться уделом непродвинутых лохов, и продюсеры решили сделать уклон на «более цивилизованный» АОР. Вот тут и подвернулся перебравшийся в Америку и слоняющийся без дела Кен Хенсли (до этого он безуспешно пытался поставить на ноги собственный проект Shotgun). Результатом этого сотрудничества стали два альбома.

Blackfoot 1983 Siogo

-2

Как автор Хенсли представил сюда одну вещь (написанную совместно с Уильямсом – тем самым, что сочинил когда-то The Dance и Choices), ещё в двух он значится в качестве соавтора с другими членами Blackfoot, ну и на общий саунд он, конечно, оказал влияние.

Особенно показательна в этом плане вступительная Send Me an Angel (Hensley/ Williams) – эстрадизированная псевдорок-песня. Тот случай, когда рок-инструменты, рок-звучание задействуются при полном отсутствии рок-содержания. Я бы назвал это полурок или рочок, изобретателем или, по крайней мере, типичным представителем которого является старина Кен.

Есть на альбоме кавер из Nazareth – Heart's Grown Cold авторства Зэла Клеменсона. А лучшими трэками, на мой взгляд, являются We're Goin' Down (с забойным проигрышем в середине) и Run for Cover (с удалым разухабистым припевом) – но думаю, что в стилистике южного рока они звучали бы гораздо лучше.

Но что можно сказать об альбоме в целом? Это что-то в духе Rainbow в коммерческой его инкарнации, но без присущего группе Р. Блэкмора мелодического блеска. Есть даже конкретные созвучия: Goin' In Circles шибко смахивает на Since You've Been Gone, а последняя – Drivin’ Fool – на что-то из эпохи Тёрнера.

А вообще… трудно выделить какие-либо определяющие свойства… «черноногие» здесь потеряли своё лицо, стали безликими.

Blackfoot 1984 Vertical Smiles

-3

Но дальше – больше. Так как Siogo никаких коммерческих высот не достиг, продюсеры решили сделать уклон на MTV-звучание. Лидер-гитариста Чарли Харгретта за брутальную байкерскую внешность даже уволили из группы, и в 1984 году в новом звучании выходит альбом Vertical Smiles.

На обложке – фотографии женских ног и даже лобков (правда, в плавках). Пожалуй, это самое интересное, что есть на этом альбоме. Потому что в плане музыки – продолжилась тенденция на обезличивание группы.

Нельзя сказать, что это полный отстой: в каждом трэке что-то есть, но каждый из них не сам по себе, а опять-таки – что-то напоминает.

Самый серьёзный номер на альбоме – «открывашка» Morning Dew, кавер песни канадской фолк-певицы Бонни Добсон. В Америке это весьма известная вещь, перепетая многими, в том числе Grateful Dead. Всё гладко и с версией Blackfoot, однако опять-таки ловишь себя на мысли – в стилистике southern rock она звучала бы органичней.

Вторая вещь – Living in the Limelight – кавер песни Питера Сетеры из Chicago. А вот это шибко похоже на хИповский Head First, но с гораздо более слабой аранжировкой.

Далее следуют MTV-ишные стандарты: Ride with You; Get It On; вторая сторона пластинки начинается типичными клавишами 80-х в Young Girl – а это уже смахивает на хИповский Equator, что, впрочем, вполне закономерно, поскольку обе команды ориентировались на один рынок.

Summer Days, благодаря клавишам Кена – манерой игры, самим клавишным мышлением, напомнила мне песни в исполнении советских ВИА. Кстати, не поэтому ли его так любят в России?

A Legend Never Dies – ещё один кавер (RPM) – это уже в духе Foreigner, но опять-таки послабее. Вот это и есть главная особенность альбома – всё где-то рядом, и ни одного точного выстрела (ну разве что первая вещь). Сложно об этом писать, потому что и писать особо нечего, в частности, о следующей песне Heartbeat and Heels.

Завершает пластинку In for the Kill – и это Хенсли, типичный Хенсли, его коронный полурок. (Вот с этим самым полуроком – с Free Spirit (1980), Siogo (1983), Vertical Smiles (1984), и нужно сравнивать Хип 80-х – Abominog (1982), Head First (1983), Equator (1985). Но не с Look at Yourself (1971)).

Подбивая итог пребывания Кена в стане «черноногих», зададимся вопросом: что он там делал? На это можно ответить очень коротко: разводил соплями добротный южный рок. Чем, по сути, полностью убил эту группу, хотя конечно не он виноват, а продюсеры, придумавшие столь нелепый союз.

Кстати, внешне Кен тоже похож на индейца, но только внешне – его музыка лежит совсем в другом пространстве, нежели southern rock. Это как если скрещивать ужа с ежом, получится 2 метра колючей проволоки.