Найти тему
В погоне за эмоциями

Поонежская экспедиция 2021. Глава X. Утро в Нименьге

Наступило утро пятого дня нашего путешествия. Мы проснулись стандартно около шести часов утра. На улице было 10-15 градусов ниже нуля, сильные морозы закончились. Ночёвка в перелеске почему-то оставила впечатление наиболее оторванной от цивилизации из всех наших ночёвок - и наиболее уютной. Возможно, сказалось то, что вечером мы всё-таки не просто поужинали и упали спать, а даже немного посидели у стола, наладив освещение от аккумулятора. Расположение машин в снежных нишах, выкопанных своими руками рядом с переметённой дорогой, тоже добавляло впечатлений.

Хотя сама деревня Нименьга была буквально рядом.

-2

Сварили на завтрак гречку, вскипятили чай. Появившаяся лёгкая усталость от долгого пребывания вне стационарного жилья не мешала налаженности походного быта: сделали всё быстро, используя параллельно две газовые плитки. Подходили к концу запасы воды (одну из канистр мы поставили на пол в машине, и за ночь она замёрзла). Парадоксально, что добыть топлива в таких путешествиях порой проще, чем питьевой воды. Но мы планировали наполнить ёмкости в Малошуйке. У меня отложилось в памяти, что возле дома отдыха локомотивных бригад есть колонка.

-3

Сильный мороз ушёл и не спешил возвращаться, но с его уходом появились снег и ветер. И колею, и наши машины за ночь слегка замело.

-4

Под Нименьгой ловит сотовая связь (правда, мобильный Интернет поймать почти не удаётся). Я позвонил жене и сказал, что у нас всё хорошо, мы благополучно переночевали, не замёрзли и не угорели. Саша с Денисом потом пошутили:
- Вот вернёшься домой, жена возьмёт твой телефон - и удалит номера этих двух баламутов, чтобы больше не уезжал с ними из дома на край света!
Если серьёзно - и жена, и мои родители, и родители жены, и другие многочисленные родственники давно мне говорили: "Не езди один, это опасно! Найди себе компанию!" Это путешествие стало для меня первым опытом поездки в дикие края на двух машинах. Так гораздо надёжнее и безопаснее, и родственники меньше волнуются.

Позавтракав и собрав вещи, мы въехали в деревню. Через Нименьгу-реку шла полноценная автомобильная ледовая переправа (неофициальная, само собой). Мы оставили машины перед ней, а сами пошли пешком по ведущей дальше дороге (которой не было ни на одной карте), любуясь Преображенской церковью и колокольней. Совсем ещё недавно, когда мы с товарищем проезжали Нименьгу
в 2017 году, колокольня была очень сильно покосившейся. Правда, тогда мы её в темноте толком не разглядели, но на фотографиях казалось, что она уже давно должна была упасть. Где-то я прочитал, что секрет был в особом способе соединения брёвен в срубе: верхние брёвна каким-то образом жёстко прикреплялись к нижним - поэтому, хотя верхушка колокольни располагалась уже почти горизонтально, конструкция не падала. Колокольню поправили в 2019 году волонтёры проекта "Общее дело". Они же, начиная с 2019 года, занимаются консервацией и реставрацией Преображенской церкви, как и многих других деревянных храмов Русского Севера.

-5

Мы с Денисом, любуясь деревянным ансамблем, рассуждали о нужности и полезности подобных благотворительных фондов. Денис утверждал, что возможностей у подобных волонтёрских проектов слишком мало - и в идеале реставрацию старинных деревянных церквей (которых осталось ещё довольно много) должно обеспечивать государство. Мне же казалось, что эта деятельность как раз больше подходит для волонтёров - грамотных, мотивированных, хорошо знакомых с традиционной деревянной архитектурой Севера. Уже потом, вернувшись в Москву, я прочитал о реставрации Рождественской церкви в Бережной Дуброве (той самой, куда Денис с Сашей заезжали, а я не попал) фондом "Вереница". В частности, я читал отчёт о расходах на эту реставрацию: за два сезона фонд потратил на неё 750 тысяч рублей - и на эти деньги было сделано довольно много для того, чтобы предотвратить дальнейшее разрушение церкви. По моим представлениям, если бы тем же самым занималась некая государственная организация - на эти деньги в лучшем случае была бы разработана лишь проектная документация. Какие-либо строительные работы начались бы с суммы минимум в 4-5 миллионов. И остался бы вопрос исторической достоверности этой реставрации: наверняка наняли бы самых дешёвых гастарбайтеров, абсолютно не представляющих, как выглядит классическая северная деревянная церковь, заинтересованных лишь сдать проект и получить деньги.

Денис в этих краях был
в тёплое время года (по-моему, осенью 2016 года) - а тут приметил небольшую баню, которая, видимо, ему запомнилась ещё с того путешествия. Стал её фотографировать - а я сфотографировал его за этим делом.

-6

В ходе дальнейшей прогулки по Нименьге Денис рассказывал о том своём осеннем путешествии - а я вспоминал, что уже читал эти рассказы у него в блоге. Вообще история моего знакомства с моими товарищами по Поонежской экспедиции заслуживает отдельного рассказа. Впервые на блог Дениса в ЖЖ я набрёл ещё в 2016 году. После нашего с папой новогоднего путешествия в Тотьму, когда мы проехали по "телепорту" от Солигалича до Гремячего, я стал искать в Интернете информацию об этой дороге - и набрёл на рассказ Дениса о проезде по этому же участку. Блог Дениса мне понравился, я читал в нём рассказы о многих путешествиях. Потом нашёл страничку Дениса den-solotareff на drive2.ru, там продолжил читать его повествования. Там же, к слову, набрёл на страничку другого Дениса DenisMur (по мотивам их совместного путешествия в Кенозёрский парк зимой 2017 года) - на которой тоже много интересных путевых заметок прочёл, и даже консультировался у Дениса по поводу восхождения на гору Фишт (куда в итоге пока так и не сходил).

В рассказах Дениса
den-solotareff периодически возникал какой-то Саня на Nissan Patrol на 35" колёсах. Обычно сюжеты были таковы: во время покатушки вечером выбирается место ночёвки, все останавливаются, начинают разбивать лагерь, готовить ужин и просто отдыхать, беседовать у костра - а этот Саня едет искать грязь, в которой можно засадить Патруля. Иногда Сане это удаётся, и потом все его из этой грязи дружно вытаскивают. Но виртуальное знакомство с Сашей Staroverof состоялось аж в 2018 году - после нашего путешествия в Мезень, когда выяснилось, что Саша с товарищами ездил туда же на несколько дней позже нас. А знакомство вживую случилось в январе 2019 года, когда Саша пригласил меня на покатушку в Мещёру, где я увидел и его, и обоих Денисов (только в тот момент я сообразил, что это был за Саня на Патруле, герой путевых заметок Дениса), и Костю edge1, и Артёма Artembb1983. После этого мы ездили на покатушки под Пронск, на Бабью Гору и на Лаврентьев Холм, в нашем коллективе появлялись новые люди - и вот, наконец, впервые мы совершили настоящее многодневное путешествие на Север.

Зимняя Нименьга выглядит весьма пустынной и безмолвной. При этом есть в ней домики, явно смахивающие на дачные.

-7

Есть традиционные деревенские дома - в том числе, нежилые, основательно покосившиеся.

-8

А на противоположном берегу Нименьги-реки (там, где мы оставили машины) я рассмотрел и вовсе необычное сооружение - спутниковую антенну, расположенную на какой-то деревянной конструкции. По-моему, эта антенна обеспечивает связь местному таксофону.

-9

Побродив по деревне и насмотревшись на церковь издалека, мы решили зайти внутрь. Дверь закрыта засовом, но не заперта.

-10

Церковь Спаса Преображения в Нименьге - большая, двухэтажная, построена во второй половине XIX века. Здесь не стали делать отдельно летний и отдельно зимний храм. Просто первый этаж сделали неотапливаемым. Сейчас там лежит большое количество стройматериалов, завезённых для реставрации волонтёрами проекта "Общее дело".

-11
-12

Второй этаж Преображенской церкви был зимним, отапливаемым. Он несколько лучше сохранился. Монументальность конструкции впечатляет.

-13

На втором этаже мы нашли какое-то непонятное механическое устройство, похожее на какой-то станок.

-14

Со второго этажа на чердак сделан небольшой лаз, к которому вела приставная лестница.

-15

Я поднялся и обнаружил небольшое окошко на улицу. Посмотрел в него - и впечатлился видами на деревню, реку и окрестные леса.

-16

На другом берегу, за ледовой переправой, стояли наши внедорожники, казавшиеся совсем маленькими.

-17

Денис по моей наводке тоже забрался на чердак церкви - но сказал, что не нашёл там достойного пейзажа для фотографии. Мы вышли из храма и зашли за него, двигаясь по колено в снегу: чтобы сделать фото с северной стороны. На передний план попал стог сена, тепло укутанный снегом.

-18

Без лыж передвигаться было тяжело. Как раз для таких случаев (когда нужно пройти по сугробу совсем недалеко) хорошо подходят снегоступы - но я и их оставил в Ховере.

-19

Закончив с фотографированием, мы пошли обратно к нашим машинам. Спускаясь к реке, увидели пикап, съезжающий на переправу навстречу нам. Дождались, когда он пересечёт реку и махнули рукой, чтобы остановился:
- Не подскажете, куда ведёт эта дорога?
- В Онегу, - ответил водитель пикапа.
- А та, которая по морю, через Ворзогоры?
- И она тоже в Онегу. Они за 14 километров до Онеги сливаются.
- И что, можно по ней проехать?
- Можно! Но только зимой, и только на таких машинах, - с этими словами водитель показал на свой пикап (у него был то ли Toyota Hilux, то ли Mazda BT-50).
Мы его поблагодарили за информацию и попрощались. Видимо, этот зимник проложили совсем недавно, ни на одной карте его ещё нет. Было бы очень интересно по нему проехаться (судя по спутниковым снимкам, он проходит по настоящим болотам), записать трек и нанести дорогу на OSM-карты - но это не совсем совпадало с нашими планами: мы хотели доехать до Малошуйки, потом до Абрамовской, а далее вернуться в Ворзогоры по берегу Белого моря.

Вернувшись к машинам, мы слегка подкачали колёса с внедорожного давления 0,7-0,9 атмосферы (до которого мы стравились вечером в сугробе) до зимнично-грейдерного 1,2 атмосферы. Денис съездил чуть-чуть назад, чтобы сделать фото церкви ещё с одного ракурса, а потом вернулся - и мы все поехали в сторону Малошуйки. Сфотографировать ГТС на выезде из Нименьги-деревни я, к сожалению, забыл.

Дорога до Малошуйки была ровная (по сравнению с 2017 годом) и довольно оживлённая. Один раз встречная "буханка" остановилась, и её водитель о чём-то переговаривался с Денисом (видимо, интересовался о качестве дальнейшей дороги).

-20

Один раз мы остановились для фото в довольно живописном месте.

-21

Почти вся дорога идёт через лес, но иногда рядом встречаются участки, похожие на болото.

-22

Проехав через Нименьгу-посёлок, мы приблизились к Малошуйке, где планировали пополнить запасы воды.

Оглавление