Вообще, повесть «Далёкая Радуга» может быть интересна несколькими к ней подходами. Я не буду пробовать понять «авторский замысел» братьев, не буду заниматься поисками «скрытого глубинного смысла» и прочими вещами. Я расскажу о том, какие чувства и какие эмоции вызывает это произведение у меня. Как мне кажется, главная задача любого литературного произведения – что-то затрагивать в умах и сердцах людей. Но, конечно, это только моё мнение…
Итак, синопсис тут таков, что на планете Радуга есть колония людей. Причём колония такая, серьёзная – помимо лабораторий, где ведутся разного рода исследования, в том числе и на тему знаменитой «Нуль-Т», есть и города (рассказывается, как минимум, об одном городе), и прочая инфраструктура. Я не буду говорить о том, использовали ли сами братья этот термин – «колония», но это, на самом деле, не суть важно. Важно то, что на Радуге живут люди, есть несколько лабораторий и НИИ, где ведут работы над важными для Человечества вещами.
На планету прибывает звездолёт «Тариэль» под командованием Леонида Горбовского, довольно известного человека. Помимо всего прочего, он привозит некие «ульмотроны» – неизвестно для чего нужны (но, видимо, очень нужные) аппараты. Эти самые ульмотроны так важны, что учёные чуть ли не в драку лезут, только бы получить такой прибор для своей лаборатории. Некоторые не раз писали, что эпизодом с ульмотронами Стругацкие хотели показать советский дефицит. Не знаю, что именно они хотели этим показать, но рискну предположить, что разного рода НИИ и тому подобные предприятия всегда снабжались по высшему разряду. Хотя, конечно, нехватка тех или иных приборов могла быть. Так что, скорее всего, это не дефицит, а просто проблемы снабжения. Всё же, «Тариэль» – корабль не самый большой, а привёз Горбовский немало всего. К тому же, эпизод с «ульмотронами» – не главный. Главное тут другое…
Как уже упоминалось, помимо всего прочего, на планете работали над технологией «Нуль-Т». Регулярно, в ходе экспериментов, возникало такое явление, как «Волна», которое буквально сметало всё на своём пути. До сих пор, «волны» могли гасить при помощи излучателей, что были установлены на танках «Харибда». Сейчас я затрудняюсь сказать, назывался ли танк «Харибда», или только излучатель, но это и не важно. И вот, как раз в день прибытия Горбовского, был очередной эксперимент. И снова образовалась Волна…
Есть те, кто говорит, что Стругацкие описали СССР времён так называемой «бесхозяйственности» и полного пренебрежения техникой безопасности. А ещё – это, вроде как знак того, что человеческая жизнь тогда совершенно не ценилась. Собственно, про «Далёкую Радугу» много чего говорят, разного и не всегда хорошего. Но вот ведь что интересно – никто не усмотрел, наверное, аналогии с другой советской классикой? А вот давайте попробуем сравнить «Радугу» и «Туманность Андромеды» – именно в том, что касается таких вот исследований…
Физик Рен Боз имеет очень революционную теорию насчёт того, как можно летать быстрее света. В более позднем «Часу Быка», звездолёт «Тёмное пламя» как раз использует эту его технологию «Прямого луча». Но, как раз в «Туманности Андромеды», физик Рен Боз проводит эксперимент. Он заканчивается плачевно – очень много всего разрушено, погибли люди. Тем не менее, хоть нам и не показывают, как он «делает работу над ошибками», технология всё же работает – это хорошо показывает «Час Быка» и «Тёмное пламя».
В «Далёкой Радуге» катастрофа получается из-за опытов по «Нуль-Т», тем не менее, в более поздних произведениях нам показывают, что «Нуль-Т» стала совершенно обыденной вещью, и отправиться на другую планету стало так же просто, как и перейти в другую комнату. То есть, нам показывают, что, несмотря на катастрофу, работы не были свёрнуты, а были вполне себе доведены до ума. И это, как мне кажется, очень даже правильный подход.
А что касается того, как именно всё это получилось – можно сказать, что это да, на самом деле, была аллюзия на то, что на тот момент было в СССР и остальном мире – как происходили грандиозные стройки, и всё остальное. Как шла космическая гонка, какие были аварии – как в США, так и у нас… И да, люди гибли от того, что старались не просто сделать – а сделать ещё и быстро. Понятно, что можно было бы взять для таких исследований отдалённый планетоид, поставить там всё необходимое оборудование, все работы проводить строго дистанционно, а там, где этого было бы нельзя сделать – построить «подземные» сверхзащищённые бункеры. Но, сдаётся мне, что эти исследователи просто не понимали всей опасности того, с чем работали. Ведь и супруги Кюри тоже не пользовались никакой защитой, а именно они открыли радиоактивность…
Но о чём ещё повествует нам «Далёкая Радуга»? А ещё и о людях. О том, как поведут они себя в такой ситуации. Кто-то скажет, что люди в таком далёком будущем могут быть исключительно альтруистами. Мол, ничего себе, всё для других. Ага, конечно. Люди всегда и везде будут разными. И вести себя в такой ситуации все будут по-разному. Кто-то, понимая, что жить осталось всего ничего, будет сводить счёты, кто-то будет признаваться в любви девушке, понимая, что «это всё», а кто-то… Кто-то, подобно Горбовскому, отдаст свою жизнь, чтобы спасти побольше детей. И то, как именно Горбовский это сделал – достойно уважения. Если кто-то не помнит, они сняли с «Тариэля» всё, без чего тот смог бы выйти на орбиту и ждать подхода корабля, который шёл к Радуге. То есть, этот поступок достоин уважения.
И вот тут есть ещё один нюанс. Все мы испытывали такое чувство недоумения, когда прочитав «Далёкую Радугу», встречали Горбовского и в других произведениях, действие которых, совершенно точно, происходило уже после. Но, как же он выжил? Увы, но как говорил, отвечая на этот вопрос, Борис Натанович, они сами этого не знали. Дело в том, что братья не планировали писать такой цикл. И за героями они, что интересно, не следили. Потому и получилось, что Горбовский действует и потом… Кроме того, в самой повести говорилось о том, что Волна может просто «схлопнуться», не дойдя до города, в котором находился космопорт…
Официально сказано, что повесть была написана под воздействием кинофильма «На берегу», о том, как остатки Человечества доживают свои последние дни в Австралии. Помните, атомная война, все страны уничтожены, связи ни с кем нет, а радиация медленно движется к Австралии? Сначала люди пытаются что-то делать, но потом, когда понимают, что шансов нет, кто-то старается сделать то, что не сделал, пока была такая возможность, участвует в гонках, пьёт, флиртует и так далее… А потом, все жители, кто остался жив на момент прихода радиации, просто принимают яд… И да, то ощущение, что было у меня при чтении романа Невилла Шюта «На берегу» (фильм я не смотрел), очень похоже было на то, что было и при чтении «Далёкой Радуги»…