Найти тему
Искусство Сибири

О ЧЕМ ГОВОРЯТ СОВЕТСКИЕ ВИТРАЖИ? Витраж «Древо познания». Главный корпус Кемеровского государственный университет

Монументальное искусство советского периода вызывает интерес обычных горожан, урбанистов, общественников. В Кемерове при поддержке Фонда президентских грантов реализовывается проект «Хрупкое вечное». В центре внимания проекта сохранение и популяризация советских витражей.

Фасад главного корпуса КемГУ
Фасад главного корпуса КемГУ

Витраж «Древо познания» размещен на фасаде главного корпуса Кемеровского государственного университета со стороны улицы Красной, 6. Автор витража Кемеровский художник-монументалист Сергей Одинцов.

Поводом создания этого витража послужила международная конференция, проходившая в университете в 1983 году. Сам корпус был построен в 1980 году.

Витраж украшает доминанту фасада главного корпуса – скошенный угол здания, выходящий на пересечение улиц Красной и Васильева. Декоративный эффект рассчитан как на экстерьер, так и на интерьер. Естественный дневной свет окрашивает интерьер лестницы главного корпуса. Подсветка витража придает декоративность экстерьеру здания вечером.

Эскиз С. Одинцова. Здесь видно, что кроме витража предполагалась мозаика
Эскиз С. Одинцова. Здесь видно, что кроме витража предполагалась мозаика

Строительство одного из важнейших вузов региона вписывалось в стратегию развития региона как крупного научного центра. Декор архитектуры здания Кемеровского университета должен был отражать стратегические задачи, возложенные на вуз. А потому интересна программа витража, утвержденная и реализованная командой, под руководством С. Одинцова.

Вираж занимает пять этажей. В основе композиции – идея дерева. Центрально-симметричная композиция разделена по вертикали на пять сегментов. Каждый сегмент имеет самостоятельное композиционное решение, но в совокупности они воплощают концепцию науки в регионе.

Витраж КемГУ
Витраж КемГУ

Сегмент первого этажа символически изображает зерно познания, корни и ствол древа. Сегменты второго, третьего и четвертого этажа имеют схожую композицию. На втором этаже изображены две аллегорические женские фигуры с лирой и книгой. На третьем этаже – фигуры женщины с колбой и мужчины с перфолентой – символы ученых. На четвертом этаже тоже изображен мужчина с голубем и женщина с лавровой ветвью. Сегмент пятого этажа изображает торжество науки, которое олицетворяет женщина с поднятыми к солнцу руками. Связующим элементов для всех сегментов стало геометрически трактованное дерево.

Витраж КемГУ
Витраж КемГУ

Весь витраж выполнен из литого цветного стекла с алюминиевой протяжкой. Колорит витража построен на теплых оттенках красного, желтого и коричневого. Витраж состоит из крупных изобразительных и меньших размеров геометрических фрагментов. Геометрические фрагменты состоят из контрастного сочетания сине-голубых и оранжево-красных стекол. Фрагменты с изображением человеческих фигур построены на сочетании теплых оттенков желтого и коричневого. В геометрический ствол древа познания вставлены эрклезы – толстые неровно отбитые стеклышки, придающие фактурность поверхности витража.

Символические элементы абстракции витража КемГУ
Символические элементы абстракции витража КемГУ

Чтобы понять смысл витража в КемГУ стоит сравнить его с витражом «Наука» из Новосибирского государственного университета, выполненного Владимиром Соколом в 1975 году. Витраж в НГУ состоит из 5 вытянутых по горизонтали частей. Первая и пятая части изображают светила – Солнце и Луну. В центральной части витража изображены студенты (юноша и девушка), увлеченно читающие книгу. А вот вторая и четвертая часть витража описывает историю науки, а точнее изображает выдающихся ученых. Во второй части В. Сокол изобразил мировых ученых – Ч. Дарвина, Н. Коперника, Г. Галилея, Архимеда, И. Ньютона. В четвертой части витража изображены в основном русские ученые – М. Ломоносов, Н. Лобачевский, И. Мечников, Д. Менделеев. В центре этой композиции изображена семейная пара ученых Пьера и Мари Кюри (пример эмансипации женщин в советской науке).

Фрагмент витража НГУ. В центре семья Кюри, Слева - направо: М. Ломоносов, Н. Лобачевский, Д. Менделеев
Фрагмент витража НГУ. В центре семья Кюри, Слева - направо: М. Ломоносов, Н. Лобачевский, Д. Менделеев
Д. Менделеев. Витраж НГУ
Д. Менделеев. Витраж НГУ
Витраж НГУ. В центре Г. Галилей. Слева-направо: Ч. Дарвин, Архимед, Н. Копернк.
Витраж НГУ. В центре Г. Галилей. Слева-направо: Ч. Дарвин, Архимед, Н. Копернк.

Таким образом, витраж НГУ отражал историческую преемственность научного знания от древнего мира до современности. Конечно, отдельно выделено значение российских ученых. Важно также, что в витраже прослеживается равенство мужчины и женщины в науке. Включение Солнца и Луны как отдельных самостоятельных элементов усиливают космологический пафос развития науки от прошлого к светлому будущему.

Солнце. Витраж НГУ
Солнце. Витраж НГУ

Изображение читающих студентов витража НГУ
Изображение читающих студентов витража НГУ

А теперь сравним витраж «Наука» и произведение С. Одинцова:

1. В витраже КемГУ нет явного обращения к истории. Возможно, по деталям костюма и предметам в руках можно проассоциировать фигуры с прошлым и настоящим науки (например, лира в руках женщины второго сегмента обращает зрителя к античности, а перфолента в руках мужчины на третьем сегменте явно говорит о современной советской науке). Но в целом для автора нет задачи изобразить в композиции преемственность науки от «темного» прошлого к «светлому» будущему.

2. В основе кемеровского витража – аллегория науки. Фигуры ученых, имеют не конкретно исторический облик, а ассоциативно-символический характер. Витраж КемГУ выражает романтическую мечту о науке, сформулированную средствами аллегории и символизма.

-11

3. В обоих витражах большую роль играет геометрические формы. Но в витраже В. Сокола геометрические детали имеют форму орнамента, а в работе С. Одинцова – древо трактовано средствами геометрической абстракции. В этой абстракции есть «узнавание» форм дерева, его кроны и листьев. Но в целом геометрический компонент витража с фактурой, усложненной эрклезами – мощный абстрактный аккорд, объединяющий всю композицию.

-12

4. В витраже КемГУ заложено отличное от витража НГУ, но тоже актуальное послание. По атрибутам в руках людей можно сделать вывод, что композиция воплощает спор физиков и лириков.

5. В витраже В. Сокола отмечено равное положение женщины по отношению к мужчине. В витраже КемГУ равенство полов тоже просматривается. С. Одинцов в каждом сегменте размещает симметрично мужские и женские фигуры, показывая гармоничность гендерных отношений.

Интерьер КемГУ
Интерьер КемГУ

6. Завершает композицию монументальная женская фигура, выражающая аллегорию науки. Статная, высокая с развивающимися на ветру волосами женщина стоит в ареоле сияния золотистых и огненно-красных оттенков. Забегая вперед, отмечу, что аллегорические женские фигуры – самый частый элемент в композициях Сергея Одинцова.

Женская фигура - аллегория науки
Женская фигура - аллегория науки

7. В витраже НГУ много портретов, и все они выполнены достаточно детально из кусочков стекла с алюминиевой протяжкой. В витраже КемГУ все лица написаны краской и закреплены обжигом. Такой метод изображения лиц дает большую нюансировку лиц и придают мягкость и миловидность.

Витраж Кемеровского государственного университета отражает эстетические принципы советского монументализма 1980-х годов. В этот период в СССР происходит отход от концепции города как тотального монументального объекта. Типовое строительство обезличивало город. В этой ситуации особую роль отводили монументальному искусству.

Витраж КемГУ с подсветкой
Витраж КемГУ с подсветкой

Витраж КемГУ транслирует в городское пространство идею торжества науки. Произведение С. Одинцова отражает основную эстетическую концепцию советского монументализма 1980-х годов. В эту концепцию вошли идеи авангардистов, отразившиеся в геометризации мира и монументализация образа человека, распространенная среди представителей сурового стиля. Примечательно, что витраж КемГУ отражает общероссийскую тенденцию отхода от функции окна к идее витража как объемно-пространственного объекта. Сама концепция витража как объемно-пространственного объекта выражает еще одну популярную идею 1970 – 1980-х годов – произвести исход искусства из музея в городскую среду. Фактически витраж КемГУ – пример разрыва плоскости стены, встречающийся в советской архитектуре 1970 – 1980-х годов. Такой «взлом» архитектурных плоскостей витражом выводит главный корпус КемГУ из числа рядовых произведений архитектуры в Кемерове.