История проекта
Изначальный план развития территории ТИНАО (Новая Москва), составлявшийся с 2010- 2016 (примерно) старой командой московской мэрии, подразумевал создание сначала обособленной трамвайной системы в Новой Москве, а позднее ее разрастание в сторону центра и соединение с основной (данная информация была взята с сайта правительства Москвы и из СМИ Москва 24). Однако время шло, старая команда магическим образом ушла по своему желанию в частный сектор, а проекта трамвайной системы предложено так и не было. В середине этого года на коллективное обращение заинтересованных граждан Департамент Транспорта направил официальный ответ, что развитие трамвайного движения в Новой Москве на данный момент отложено на неопределенный срок. Давайте попытаемся оценить актуальность идеи в 2020 году и предположить, почему она была забракована мэрией.
Сама идея, как и более конкретные предложения, практически не обладали острыми углами (риски) просто потому, что ее создатели наложили зарубежный опыт развития общественного транспорта на московские реалии. Конечно же, подобная система, на первый взгляд, ущемляла бы права автомобилистов (приоритет трамвая на светофорах, сужение проезжей части), но не было в мире еще ни одного примера, когда развитие общественного транспорта, в итоге не было поддержано большинством горожан. А положительные последствия такого нововведения очевидны: трамвай считается самым эффективным наземным транспортом, а его развитием сейчас занимаются все развитые города мира. Его появление в этой части столицы безусловно бы облегчило жизнь сотням тысяч горожан, разгрузило бы метро и автомобильные дороги.
Чем заменили самый эффективный вид транспорта
Сейчас роль трамвая выполняет сеть автобусных магистральных маршрутов, которые явно не справляются с пассажиропотоком, а в добавок еще и не используются выделенные полосы из- за протестов местных муниципальных депутатов, которые застряли где- то в 60-х. Можно предположить (ожидания), что появление трамвая в Новой Москве стало бы толчков для развития этого транспорта во всем городе и стране. А так в Новой Москве остались только автобусы, но без выделенок: они стоят в пробках и не могут эффективно вывозить людей. Также проблема автобусного сообщения в непродуманности маршрутов, так как половина из них дублирует друг друга. На одних маршрутах не хватает автобусов, особенно особо большого класса (сочлененные). Также на части маршрутов работают уж очень старые машины, где не работают кондиционеры. Также здесь остались маршрутки, что для Москвы просто нонсенс: работают они на 100% нелегально и очень бы хотелось узнать, что думает московский ДепТранс по этому поводу.
Почему трамвай куда лучше автобуса
Трамвайный ренессанс, который начался в мире еще 10-15 лет назад наконец- то смог бы в полном объеме начаться и у нас. Мировая статистика подтверждает, что развитие трамвай системы (особенно в районах массового высотного жилья) позволяет существенно повысить качество среды и может даже дать толчок для джентрификации районов.
В Новой Москве трамвай бы решил проблему сообщения отдаленных районов с метро и МЦД, а также бы создал быстрый и комфортный способ сообщения по самой Новой Москве, где в центр города попасть легче, чем в соседний район. Например, чтобы попасть из Коммунарки в Расскаховку надо потрать больше 1 часа: метро, а потом 2 автобуса, хотя расстояние между районами не такое большое. С более отдаленными от центра частями Новой Москвы всё куда хуже.
Про скоростной трамвай можно почитать тут, а вообще про магистральный транспорт в крупном городе тут
Выводы
Если подвести итог и рассмотреть результаты, вернее их отсутствие, можно сделать вывод, что новая команда мэрии вряд ли будет в состоянии, как бы то ни было, развивать эту инициативу или даже выступить с новой, равной по значимости. Кстати, не так давно трамвай снова пообещали, правда только через 14 лет.
Источники:
https://stroi.mos.ru/articles/v-novoi-moskvie-zapustiat-skorostnoi-tramvai
https://stroi.mos.ru/news/v-novoi-moskvie-prolozhat-bolieie-50-km-linii-tramvaia-za-5-liet