"Ваши первые 10 000 фотографий – Ваши худшие". (Анри Картье-Брессон).
Я постоянно задаюсь вопросом – как улучшить свои фотографии? Как увидеть красоту в обыденном, гармонию в случайном? Создать нетривиальное изображение, «тот самый» кадр?
Иногда, уже рассматривая снимок на экране компьютера, начинаешь видеть, что надо было сделать по-другому, но момент уже безвозвратно упущен. Возникает чувство досады: вот же оно, совершенно ж очевидно! Но очевидно сейчас, дома, перед монитором. В момент съёмки фотограф видит через видоискатель трёхмерную сцену, которая воспринимается совершенно по-другому: сравнивая изображения от каждого глаза наш мозг «дорисовывает» сцену, придавая ей воспринимаемый объём. И чтобы сделать интересный кадр, многие профессионалы советуют мысленно «перетолмачить» то, что видишь, увидеть плоскую картинку: линии, формы, области цвета... В этом смысле помогает режим Live View или цифровой видоискатель беззеркалки. Но там свои особенности...
Один из способов уменьшить разрушительные последствия этого эффекта для неокрепшей психики творческого человека – тривиально больше снимать. И не просто бездумно жамкать на спуск – а искать, смотреть, анализировать. Я уже поднимал эту тему ранее.
Если вы сделаете 10 000 фото без анализа, работы над ошибками, неосознанно – ничего не изменится и после 10 000, и после 100 000 снимков. Вот это вот разочарование перед монитором – «Да как же так! Где были мои глаза?» – неотъемлемая часть процесса обучения. (И как всегда, самые неприятные моменты – самые полезные). Просто отметьте для себя, что надо было сделать по-другому – и двигайтесь дальше. Тут очень важно не залипнуть в эмоциях. Да, накосячил – но это уже произошло. Сделали выводы. Проехали.
С эмоциями полезно работать как минимум по двум причинам. (Это применительно к фотографии. По жизни причин даже больше). Во-первых, непрожитое разочарование будет мешать в дальнейшем, уменьшая удовольствие от процесса. А это, как мы уже выяснили, сказывается на качестве фото. Во-вторых, если остался эмоциональный заряд, он будет мешать процессу обучения. Наша психика устроена так хитро, что будет всегда пытаться увести нас от неприятных переживаний. И знание о том, что надо было сделать по-другому, связанное с неприятным переживанием, будет вытесняться в недоступную область подсознания. И ошибки будут повторяться.
Чтобы отслеживать свой прогресс, полезно пересматривать свои старые снимки. Делая это внимательно, можно увидеть много интересного. Например, рассматривая свои фото 5-6-летней давности, я заметил, что у меня была очень странная тенденция кадрировать правее, чем следовало. А если отрезать всегда можно, то пришить – уже не получится. Ну то есть вполне нормальный снимок, но надо было чуть левее взять. У меня нет разумного объяснения этому феномену, но вот так оно есть. Чаще встречается кадрирование, неправильно выполненное горизонтально: обрезанные ноги, горизонт посередине кадра, и т. д. А тут вправо тянуло почему-то... Чудеса...
В начале своего фотографического пути, чтобы снять напряжение, связанное с возможной неудачей, я решал для себя: вот сделаю 1000 неудачных кадров, зато научусь, и 1001-й будет хорош. Что интересно, при таком подходе хороший кадр получается гораздо раньше. Рекомендую.
Ещё важное следствие большого количества сделанных кадров – выработка технической «чуйки»: какую диафрагму-выдержку поставить, режим экспозамера, и т. д. и т. п. – чтобы резкость была там и только там, где нужно для реализации вашего замысла, например. Для этого нужно, как говорят, «набить руку» (или делать несколько дублей, если есть такая возможность). Опять же, сравнивая потом эти дубли, обогащаешься опытом: что сработало лучше, что хуже, а что вообще не сработало. Последнюю категорию не стоит недооценивать: вы не сделаете заведомо провальный кадр, если уже в момент съёмки будете знать, что получится плохо и почему. Соответственно повышается вероятность сделать хороший. А 10 000 – это всего лишь десятая часть ресурса затвора любительской зеркалки, а обладатели камер с электронным затвором могут вообще не беспокоится. Снимайте, господа и дамы, снимайте много и с удовольствием!