Продолжим разговор об истории общин хранителей традиции, начатый в статье о старых анастасиевцах, живших в XVII-м и начале XVIII-го века. После смерти-воскресения Анастасии Карповны в 1734 года и преследований «божьих людей» на три десятилетия прекратились открытые радения. И тогда, как говорили в общинах, вернулось «Время Древнего Молчания».
Но в тайне жизнь общин продолжалась. И вот, когда, согласно пророчествам, наступил «конец Времени Древнего Молчания», община вновь воспряла, стала заметна. И оказалось, что она по-прежнему охватывает огромные области России, её последователи есть повсюду — в монастырях, в самом правительстве. Тогда-то и явился в общине некий пророк, "хлыстовский бог" Кондратий Селиванов (он же старец Кондратий), объявивший себя пропавшим царём Петром III.
* * *
Тут следует заметить: древняя мечта о царе-Спасителе всегда была сутью жизни тайных общин. И хлыстовские цари-христы были, как и в древности, не только «живыми богами», но и прямо — претендентами на русский трон.
Можно вспомнить, что в Смутное время, когда за русский престол бились лже-Дмитрии, от традиции был выдвинут свой наследник трона: царевич Пётр, он же ведический богатырь Илейка Муромец.
А теперь, в конце XVIII века, в общинах вновь явился «живой бог», будто бы чудом спасённый «царь» Петр III, супруг императрицы Екатерины (он же старец Кондратий Селиванов).
Тут нужно пояснить и напомнить историю... Ведь когда в 1762 году в результате дворцового переворота царицей стала Екатерина Великая (принцесса Анхальт-Цербстская), права её не были вполне очевидны.
И тогда в России вновь настала пора смут. Восстание Емельяна Пугачева, объявившего себя царём Петром III, было подавлено большой кровью. И тот, как обычно, не был единственным.
Была тогда была известна ещё одна наследница русского престола, княжна Елизавета Владимирская (Августа Тараканова). Она была объявлена дочерью императрицы Елизаветы Петровны от тайного брака с графом ("ночным императором") Разумовским. Её права на российский трон поддерживались на Западе. Чтобы её выкрасть, Екатерина Великая послала в Италию флот во главе с графом Орловым.
Так её вывезли в Россию, и тут же заточили в казематах Петропавловской крепости, где она будто бы и погибла при разливе Невы...
И, между прочим, есть все основания полагать, что сия княжна Тараканова вовсе не погибла по время потопа в Петербурге. Это была только официальная версия, запущенная, дабы пресечь попытки помочь выйти из заточения сей наследнице престола.
Напротив, по самой обоснованной версии, кончила свои дни Елизавета Владимирская под именем монахини Досифеи, заключенная императрицей в Ивановский монастырь, — тот самый, хлыстовский, где ранее была община Агафии Карповны (Анастасии), превращённый теперь в самую привилегированную темницу, находящуюся в центре старой столицы, в Москве.
К хлыстам-христам в «Белую общину» тогда, как и в древности, уходили отверженные из великокняжеских родов. И, как увидим далее, этот путь из царского рода Романовых был пройдён не одной только Елизаветой-Досифеей.
* * *
Что же касается старца Кондратия Селиванова, то его принимали за сверженного императора Петра III не только внутри хлыстовской общины.
История его жизни, согласно хлыстовской версии (известной из материалов розыска, а также из книги П.И. Мельникова Печерского "Письма о расколе" и других), следующая.
Во-первых, в общине старец Кондратий почитался внебрачным сыном императрицы Елизаветы I Петровны (1709 — 1761) и, соответственно, братом Елизаветы-Августы (монахини Досифеи), а не сыном другой дочери Петра I — цесаревны Анны, как было объявлено.
Судя по воспоминаниям хлыстов, и сама Досифея (Елизавета) признавала в сём Кондратии (Петре) своего брата.
По легенде, императрица Елизавета I скрывала своих внебрачных детей. Она была против брака, не желала делиться властью, ибо у русских царей было обыкновение заточать бывших жён в монастырь. Ею лично после переворота были заточены шесть претендентов на трон. В заключении томился и свергнутый император Иоанн Антонович, «процарствовавший» младенцем всего год, а также его мать-регентша с супругом, а затем и четверо её детей, родившихся у неё в заключении (после все они были отправлены в Данию).
Свою внебрачную дочь Елизавету императрица поначалу будто бы укрыла в «Белой общине», с коей была близка. Между прочим, в общине и саму императрицу почитали "старицей" Ивановского монастыря Акулиной Ивановной, а посвящение она как будто получила от «христа» Ивана Лупкина.
То есть традиция её прямо почитала духовной наследницей последней старицы Анастасии. И вообще царская семья почиталась тайно посвящённой в традицию, но скрывавшей сие, дабы не вызвать брожения умов и разрушения империи.
Потом Елизавета (княжна Августа Тараканова) была тайно увезена в Европу, где претендовала на престол, пока её насильно не возвратили обратно и не заточили под именем Досифеи в Ивановский монастырь.
Сына же своего Петра императрица Елизавета сразу передала на воспитание своей сестре Анне в Голштинию, у которой как раз умер младенец, и того выдали за сына Анны Петровны. В Голштинии он стал принцем Карлом Петером Ульрихом.
Потом, спустя 14 лет, Елизавета Петровна вернула своего внебрачного сына к себе в Петербург и, как внука Петра I, объявила его наследником престола, женила на немецкой принцессе Анхальт-Цербстской, принявшей в православии имя Екатерины.
Здесь следует обратить внимание, что родственные связи русских царей с немецкими идут не только со времён Рюрика, но и ранее.
И чаще всего браки заключались с принцессами и князьями мекленбургской династии, восходящей к венедам и ободритам (до их онемечивания). И в то время среди немецкой знати, породнившейся с русскими царями, были сильны не норманнские, а как раз русофильские идеи, восходящие к ведославной традиции.
Об этом наследии времён ведических слагались тогда оды посвящёнными в традицию поэтами, с использованием ведославной и сугубо «общинной» символики.
Так в оде, изданной на немецком языке, по случаю заключения брака Екатерины, дочери Иоанна V, и герцога Карла Мекленбургского восторгались древностью и общими славяно-венедскими корнями их династий:
Ликуй, о Мекленбург, оставь свои заботы!..
Твой высочайший Князь супругу взял себе!
И в том весь Мекленбург нашёл своё богатство,
Что Рус и Венд соединились в браке вновь.
Всё стало, как и прежде, как при Ободритах,
Когда держал наш Мекленбург и трон, и скипетр!
Сегодня же напомнить должно то,
Что были Венд, Сармат и Рус едины родом!
И бил крылами Алконост, цвели сады,
Принесшие позднее в мир прекрасные плоды!
Между прочим, в сей «Гюстеровской оде», названной так по немцу-переводчику, поименно перечислялись венедские князья, правившие Мекленбургом до Рюрика, такие, как Мстислав и Витислав, короли венедов IX века. Их династия восстанавливалась связями с русским двором.
Русским автором же сей оды, судя по всему, был Пётр Буслаев, служивший в Кремле при Успенском монастыре, единственный, известный в ту пору при дворе поэт, к тому же бывший «в теме».
И если уж в Германии столь сильны были тогда эти идеи, то что говорить о самой России? И, полагаю, напрасно Екатерина порочила Петра, приписывая ему нелюбовь к России, германофильство и т.п. Это нужно было ей для оправдания свержения ненавистного супруга.
А в те шесть месяцев, что правил Пётр III, он успел сделать многое во благо России. Среди его начинаний был и указ о позволении вернуться на родину бежавшим раскольникам и прочим сектантам (фактически указ о веротерпимости). И это важно в связи с рассмотрением вопроса о возможности признания «хлыста» Кондратия Селиванова — Петром III.
Согласно хлыстовской версии истории, Пётр III столь был привержен старой вере, что при посвящении был «убелён», то есть оскоплён. И как будто именно за это его и возненавидела, а затем и свергла своего супруга Екатерина Великая.
В официальной версии истории всё наоборот: Петру III, имевшему некий дефект, сделали операцию по типу обрезания, для того, чтобы он мог иметь детей, и после сего был рождён наследник престола Павел I.
Есть разница в толковании, но речь всё равно об одном и том же. В любом случае Кондратий, хоть и основал скопчество, сам-то не был полностью «убелён». Это бы привело к изменению конституции тела, голоса, выпадению усов и бороды, а между тем его тогда изображали как старца с длинными усами, вовсе даже не женственного.
«Хлысты» утверждали, что Пётр III не был убит заговорщиками в Ропше, а переменился платьем с караульным солдатом, которого и убили по ошибке вместо него. Сам же свергнутый государь бежал в обществе с графом Чернышёвым, также Дашковым.
Пытался Пётр III добраться до родной Голштинии морем через Кроншадт, но там уже были предупреждены, и тогда он получил помощь от «белых братьев», с коими в то время сблизился. На память приходит последняя российская царица, также немецкого происхождения, попавшая под влияние «хлыста» Распутина, так что подобное развитие событий вполне возможно.
Рассказывают, что бежал Пётр, переодевшись в простое платье, и тогда от переживаний он даже лишился речи. Чтобы рассказать, кто он, свергнутый император какому-то крестьянину показывал на себе пальцем как бы кресты и звезды и «делал будто артикул» руками, словно вынимая шпагу.
Придя в себя, он послал два письма об отречении от престола супруге. Одно полностью сохранилось у хлыстов и приводится П.И. Мельниковым-Печерским (мелким шрифтом под строкою). И в нём, в частности, говорится, что он не захотел «наслаждаться временным житием» и решил с «народом божьим страдать».
С тех пор Пётр III принял имя Кондратия Селиванова и стал в общинах раскольничьих и хлыстовских проповедовать скопчество.
И в его время «белые братья», то есть «белые голуби», часто понимались именно как «убелённые», скопцы. Ежели это правда, то Екатерину, свергнувшую «блаженного» супруга, вполне можно понять.
Поначалу его отовсюду гнали, а одна из «пророчиц» даже хотела в него бросить камень. Но, согласно преданию, сама при сём окаменела. Очевидно, сей Кондратий-Пётр обладал и даром внушения. Аскетизм и скопчество и впрямь даёт определённого рода силы...
После сего у него появились первые сторонники. И они принялись скопить: поначалу себя, а затем, — зачастую насильственно и радикально, — иных «божьих людей». Это вызвало волнение в народе, и дело дошло до того, что Кондратия сдали полиции сами же «божьи люди».
15 сентября 1775 года сего святого старца секли кнутом и после погнали по этапу в Сибирь. По пути он встретился с Пугачёвым, которого везли в Москву на казнь. Видя судьбу сего лже-Петра и не желая её повторить, до самой кончины императрицы Кондратий открывался лишь близким людям.
* * *
Но когда императрица была при смерти, перестал скрывать тайну...
Слух о явившемся Петре III вмиг долетел до столицы. И тогда взошедший на престол император Павел I велел привести этого «Петра» в Санкт-Петербург, где его сразу заключили в казематы Петропавловской крепости.
И тут начались события, окончательно убедившие «Белую общину», что Кондратий Селиванов и в самом деле Пётр III.
Император Павел посетил сего старца в крепости и по выходу от него заявил, что тот не смутьян, а просто умалишённый, к которому следует проявить милосердие. И это при том, что за меньшее тогда приговаривали к смерти, в том числе и безумных...
И так из сырого каземата сего «Петра» перевели во вполне сносные условия, в смирительный дом при Обуховской больнице. Впрочем, сего общине показалось мало, поскольку Павел-то сам отказался от кастрации. И тогда Кондратий его проклял, и из-за сего, как утверждают в общине, его и свергли. «О земная клеветина, вечером твоя кончина, а земное твоё царство отдам кроткому царю!» — будто бы изрёк тогда старец.
Вскоре составился заговор, в коем участвовали и члены общины из высшего света (в том числе и близко знавшие императора до его обращения в "старца").
И так по предсказанию император Павел I был убит, а власть перешла его сыну Александру I ("кроткому царю").
А о дальнейших событиях будет рассказано в следующей статье...
* * *
Заказать книги Александра Асова можно через интернет в Читай-городе . Отдельно там же Велесову книгу и Веды Руси .
* * *