Зачем люди путешествуют вообще и выезжают за пределы нашей Родины в частности?
Кажется, ответ лежит на поверхности:
- познакомиться с новыми местами, узнать новых людей
- попробовать блюда местной кухни
- увидеть чудеса природы и знаменитые достопримечательности
- и многое другое – у каждого свои планы
Но все местные деликатесы не перепробуешь (но к этому нужно стремиться!), охватить все местные развлечения не удастся, все памятники и соборы не запомнишь. К тому же, знаменитые достопримечательности, о которых читал, мечтал и предвкушал, нередко разочаровывают.
Соглашусь на сто процентов с высказыванием персонажа одного советского фильма: «Вы вернули мне самое ценное – хорошее настроение».
После нескольких лет турпоездок мне стало понятно, что именно за настроением я и езжу. Часто какая-нибудь мелочь способна развеселить и улучшить настроение, в то время как никакие шедевры живописи или архитектуры не заставят отвлечься от грустных мыслей.
Много лет назад мне «пришлось» поехать в турпоездку в Париж, так как Бельгия и Нидерланды, куда стремилась моя душа, были недоступны, а отпуск и деньги заканчивались, домашние обстоятельства тоже не веселили.
Мне не хотелось ехать в Париж, меня там ничего не интересовало и ничего не нравилось. На Мону Лизу в Лувре за зеленым бронированным стеклом взглянула искоса и издалека, на Эйфелеву башню старалась по возможности не смотреть, французские вафли и круассаны аппетита не вызывали. Каждый день звонила домой (в те времена еще из автомата) и тосковала.
Но вдруг сверкнул яркий луч хорошего настроения и где же – в метро. До сих пор вспоминаю этот незначительный случай со смехом, почему, не знаю.
Собираясь выходить из вагона, заранее встала у самой двери и жду привычное «Двери открываются!». Но ничего не происходит, двери по-прежнему закрыты. Проходит несколько секунд и из-за моего плеча тянется рука и заботливо откидывает крючок на двери, который я вообще не заметила. Оказывается, последний входящий в вагон пассажир накидывает этот крючок, а первый выходящий – откидывает. На тот момент такая система существовала примерно в трети вагонов, в остальных двери открывались сразу.
Не знаю, что именно подействовало, может быть, уютная домашняя обстановка в чужой стране среди чужих людей, но только настроение мгновенно улучшилось, смех так и разбирал и до сих пор меня это веселит.
Противоположный пример – как чудо архитектуры может вызвать отвращение.
Знаменитейший Миланский собор я увидела при самых благоприятных обстоятельствах: в чудесную погоду, на фоне ярко-синего безоблачного неба, в самом центре одного из красивейших городов мира, настроение тоже было неплохое.
Снаружи Миланский собор – чудесное, белоснежное, жизнерадостное строение, а внутри – справа от входа вдоль стены расставлены несколько прозрачных саркофагов с телами кардиналов и епископов, превращая тем самым собор в точную иллюстрацию фразы «гробы повапленные». Полуразложившиеся тела полуприкрыты одеяниями, а наиболее пострадавшие участки заменены металлическими пластинами. Почти все остальное пространство занимают закрытые саркофаги, на крышках которых размещены цветные скульптуры усопших в натуральную величину, да еще с открытыми глазами. Кстати, мне показалось, что настроение было испорчено только у меня. Туристы чуть ли не носами утыкались в саркофаги и в непринужденных позах делали селфи с мертвецами.
Несколько примеров, когда мелкие детали улучшали настроение или по крайней мере пробуждали интерес, а все потому, что попадались на глаза в нужное время.
1. В Пизе, где мы промокли насквозь под октябрьским ливнем, в гостиничном номере оказалась батарея с вертикальными форсунками и мы в два счета высушили обувь. Больше нигде такие батареи не встречались.
2. В Риме по дороге в Ватикан встретился оптимистический пароль над входом в церковь: “Passa-parola - non si muore più” «Передай всем - Смерти больше нет!» (Ты не умрешь!).
Возможно, кому-то было необходимо увидеть эти слова.
3. В Риме насмешил однозвездочный отель, больше мне такой не попадался.
4. Котик в сувенирной лавке напротив Британского музея. Без слов.
5. Британский музей. Этот посетитель сделал мой день. На фоне шорт и кроссовок остальных туристов он выглядел необыкновенно мило и свежо. Когда вы последний раз видели черно-белые оксфорды?
6. Захватывающее возникновение из тумана собора в Ассизи. Он постепенно проявлялся по мере таяния тумана.
7. В очереди в знаменитый величественный собор в самом центре Лондона обратила внимание на табличку у входа. Когда подошла поближе, оказалось, вот что написано: «Здесь орудуют карманники». Кстати, подобные предупреждения повсеместно встречаются в кафе и в общественном транспорте – предупрежден, значит вооружен.
8. Памятник Чингисхану в центре Лондона. Почему?
9. Голова лошади там же. Несмотря на необычность замысла никаких вопросов не вызывает, а только восхищение.
10. В Венеции оказались возле небольшого музея с загадочным объявлением: “This museum does not have an exit” – «В этом музее нет выхода» (или «Из этого музея нет выхода»).
Были заинтригованы – может быть, музей настолько захватывающе интересный что и уходить не хочется. А может быть, эта фраза – какая-то «народная мудрость» или афоризм, а я и не знала.
К сожалению, дело было вечером и музей был закрыт, спросить было не у кого, кругом одни туристы. До сих пор не знаю, что бы это значило.
Насчет настроения – пожалуй, не стоит искать кого-то или чего-то для поднятия настроения, тем более уезжать куда-то далеко. Лучше самим находить ВО ВСЕМ интерес, смысл и удовольствие.