В перфомансе творческие люди иногда стирают грань между собственной жизнью и представлением, как это было у легендарной пары Марины Абрамович и Улая.
Встреча
Эти незаурядные люди встретились в 1976 году, когда Марина, родом из Сербии, но принадлежавшая всему миру, уже была известна в мире перфоманса, а немецкий фотограф Франк Уве Лайсипен или Улай, начал создавать оригинальные визуальные образы. Одним из его образов была фоторабота «S’he», где лицо Улая было разделено на две половины: женскую и мужскую, символизируя выход из гендерных различий. Марина приехала в Амстердам, чтобы представить свой перфоманс: она, со звездой на животе, обнаженная, ложилась на ледяной крест. Встреча стала судьбоносной: два ярких и красивых человека полюбили друг друга.
Любовь
Оба родились в один день – 30 ноября, только Улай был на три года старше, оба имели за плечами любовные истории и браки, оба прошли через жизненные трудности. Улай, из семьи бывшего немецкого солдата, сражавшегося под Сталинградом, стал переезжать из страны в страну, когда получил повестку в армию; у Марины были трудные отношения с матерью, она покинула Белград и путешествовала по миру.
Они словно были продолжением друг друга: думали одинаково, один продолжал предложения другого, они были рядом «во сне, в полусне». Их объединяли привычки, желание исследовать невозможное, страсть к богемному образу жизни и к частым передвижениям, авантюризм. Они называли свои отношения «суперклеем».
Творчество
В творчестве Марина и Улай были идеальными партнерами. Их первым совместным проектом был перфоманс «Отношения в пространстве», где они, обнаженные, в пустом помещении бежали навстречу другу, сталкивались и расходились, передавая боль в отношениях двоих.
Их безграничное доверие друг к другу проявилось в перфомансе «Энергия покоя», где стрела лука с натянутой тетивой была направлена прямо в сердце Марины. Четыре с лишним минуты огромного напряжения фиксировались датчиками, регистрирующими стук их сердец. Свое единство пара стремилась показать и в перфомансе «Смерть себя», когда они делали выдохи друг в друга. Через семнадцать минут оба потеряли сознание – Марина и Улай хотели показать, что жизнь одного способна уничтожить жизнь другого.
Разлука
Марина и Улай хотели пожениться, пройдя по Великой китайской стене с разных сторон навстречу друг другу. Восемь лет китайское правительство не давало паре разрешения на перфоманс, а когда разрешение было получено, Марина и Улай прошли каждый по 2500 километров, встретились, и простились – к этому времени отношения уже исчерпали себя. Улай полюбил китайскую переводчицу, которая родила ему ребенка.
В 2010 году Марина в Нью-Йорке проводила перфоманс «В присутствии художника»: она сидела на стуле за пустым столом, желающие садились напротив нее, несколько минут они молча смотрели в глаза друг другу. Одним из посетителей оказался Улай, постаревший, но такой же незабываемый. Они молча смотрели друг на друга, на глазах выступили слезы, и Марина, вопреки правилам перфоманса, протянула ему руки.
Дальше была некрасивая история о том, как Улай пытался отсудить у Марины часть авторских гонораров. Они помирились тридцать лет спустя, признав, что их история – это красивая история любви.
Умер Улай в 2020 году в 76 лет. Марина называет Улая своей главной любовью и считает великим счастьем, что они успели простить друг друга.
Сейчас Марина Абрамович в свои 75 лет полна новых планов.
Специально для бюро переводов СВАН
Читайте также: Что такое транскрибация?
Женщина-хирург, выдававшая себя за мужчину. Тайна Джеймса Бэрри