Найти тему
Настя • Гид

Здесь добывали мрамор для соборов и дворцов Швеция, Финляндия и Россия - история Рускеалы

Сегодня вообще сложно представить, как здесь почти три столетия велась активная добыча мраморов
Сегодня вообще сложно представить, как здесь почти три столетия велась активная добыча мраморов

Одна из главных достопримечательностей Карелии - Рускеала хранит в себе богатую историю обработки этих земель человеком. Местность трижды меняла хозяина, и в этой статье я хочу подробно рассказать, как это происходило.

Для начала определимся с основными временными промежутками:

  • Середина XVII века - Рускеала в составе Швеции, открытие шведами мраморного месторождения
  • 1721 - 1750-е годы - Рускеала входит в состав России, кустарная добыча мраморов для выжигания извести
  • 1760-е годы - Начало промышленной добычи мраморов в Рускеале, разработка Главного карьера, украшение рускеальскими мраморами соборов и дворцов Санкт-Петербурга
  • Середина XIX века - Рускеала в составе Великого княжества Финляндского. Переход производства на добычу извести, щебня и декоративной крошки
  • Середина XX века - Разработка Итальянского карьера, кратковременная добыча мраморов для облицовки зданий
  • Начало 2000-х годов - окончательное закрытие производства, создание проекта по благоустройству территории. 2005 г - открытие Горного парка "Рускеала"
В горном парке Рускеала
В горном парке Рускеала

В начале XVII века Рускеала находилась на территории Шведского королевства, поэтому не удивительно, что именно шведы начали первыми ломать мрамор в Рускеале еще в середине XVII века. Они использовали камень для выжигания извести, а может быть, и для получения облицовочного камня.

После окончания Северной войны в 1721 году новая граница между Россией и Швецией прошла по северной окраине Рускеалы, так что старые шведские каменоломни оказались на русской территории.

Карта с указанием границ Швеции и России - красным обведена Рускеала. Жирная красная граница справа - граница Швеции по Столбовскому договору 1617 г, зеленая пунктирная линия - по Ништадтскому мирному договору 1721 г.
Карта с указанием границ Швеции и России - красным обведена Рускеала. Жирная красная граница справа - граница Швеции по Столбовскому договору 1617 г, зеленая пунктирная линия - по Ништадтскому мирному договору 1721 г.

Вскоре после этого территория, где сегодня находится мраморный карьер, была подарена Петром I князю, будущему фельдмаршалу Александру Борисовичу Бутурлину. Именно при нем возникло Рускеальское имение, а затем образовался Рускеальский церковный приход.

Для обработки подаренных земель, князь Бутурлин переселил сюда часть своих крестьян из России. К середине XVIII века в окрестностях Рускеалы проживало уже более двух тысяч человек, к тому времени торговый путь через Рускеалу из Китее – сейчас это территория Финляндии, в Сердоболь (ныне Сортавала) получил значение почтового тракта.

Название поселка, вероятно, произошло от местного названия реки Тохмайоки – Русколка (от карельского «ruskea» – коричневый, рыжий, красный), в которой вода всегда коричневая, темно-рыжая из-за растворенных в ней соединений железа. Железом богаты и здешние рыжевато-коричневые почвы.
Рыжая вода реки Тохмайоки
Рыжая вода реки Тохмайоки

Долгое время после Северной войны добычи мрамора в Рускеале не производилось, хотя местные жители в очень небольших объемах кустарно ломали «известковый камень» для выжигания извести. Лишь в 1760-е годы в Рускеале вновь загремели взрывы – тогда и началась промышленная добыча мрамора для Санкт-Петербурга.

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге - главный "заказчик" мраморов Рускеалы
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге - главный "заказчик" мраморов Рускеалы

Уже в первые годы царствования Екатерины II по предложению академика Михаила Ломоносова на всей территории России начались астрономо-географические исследования, в ходе которых проводилось межевание земель, составлялись планы многих городов, собирались «Исторические и топографические описания» местностей. В этой работе на благо Отечества приняли участие не только ученые и землемеры, но и местная интеллигенция – чиновники, учителя, священники и прочие просвещенные любители из разных слоев населения. Самое пристальное внимание исследователей привлек Русский Север и Карелия, как ближайшие к столицы регионы.

Строительство Санкт-Петербурга требовало большого количества природного камня, в том числе мрамора и гранита. Уже в начале 1760-х годов отправляются экспедиции на Урал, где оказались брошенными ранее разрабатываемые в первой трети XVIII века мраморные месторождения. Не осталась без внимания и Выборгская губерния, расположенная в непосредственной близости.


В 1764 году в Экспедицию строения Санкт-Петербургской Академии Художеств был направлен подмастерье каменотесного дела, горный разведчик
Андрей Пилюгин, перед которым стояла задача: найти в окрестностях Санкт-Петербурга, в том числе в Выборгской губернии, месторождения камней, пригодных для строительства и украшения здания Академии Художеств.

Были взяты пробы мрамора, который понравился проектной комиссии и уже в 1765 году Андрей Пилюгин вернулся в Сердоболь для проведения дополнительных исследований и определения закладки опытного карьера.

Несложно догадаться, что именно в это время внимание Екатерины II привлекает мрамор как нарядный камень, который отлично подойдет для украшения столицы.

Рисунки природного камня
Рисунки природного камня

Во второй половине XVIII столетия Рускеальские мраморные каменоломни попадают в ведение "Конторы строения Исаакиевской церкви". Тогда вблизи каменоломен разросся рабочий поселок Рускеала, в котором проживали каменотесы, мастеровые, приехавшие в основном с Урала, и горное начальство.

Тогда удивительным казалось то, что здешний мрамор должен был пойти на украшение прежде всего величественного Исаакиевского собора, тогда третьего по счету, строящегося в Санкт-Петербурге.

Третий «Исаакий» начинают строить при Екатерине II по проекту итальянского архитектора Антонио Ринальди. Именно для этого собора и начинают впервые использовать рускеальский мрамор – им были облицованы стены по поверхности.

Однако собор успевают достроить только до карниза, строительство после смерти Екатерины II было прекращено, а предназначавшийся для окончания работ по Исаакию мрамор взошедший на престол Павел I приказывает направить на строительство своего
Михайловского замка. Рускеальский мрамор в виде руст-блоков украшает сегодня южный фасад замка.

Южный фасад Михайловского замка
Южный фасад Михайловского замка

Тогда же мрамор из Рускеалы пошел на облицовку постамента обелиска «Румянцева победам», памятника Петру I перед Михайловским замком, на украшение Павильона Орла в Гатчине и «Римских» фонтанов в Петергофе.

В начале XIX века рускеальские каменоломни подчинялись Комиссии по постройке Казанского собора. В это время рускеальский мрамор уже использовали для украшения интерьеров, и в первую очередь, мозаичных полов Казанского собора, строившегося в столице.

Казанский собор в Санкт-Петербурге. Пол собора украшен мрамором из Рускеалы. Фото с сайта http://www.ipetersburg.ru/
Казанский собор в Санкт-Петербурге. Пол собора украшен мрамором из Рускеалы. Фото с сайта http://www.ipetersburg.ru/

Наконец, в 1818 году Рускеальские мраморные каменоломни перешли в ведение Комиссии по построению современного 4-го по счету Исаакиевского собора. Для производства работ была создана специальная Экспедиция Рускольской мраморной ломки, к этому времени каменоломни оказались частично заброшены и их пришлось восстанавливать.

Главным архитектором собора назначили Огюста Монферрана, который выполнил прекрасные рисунки проектируемого Исаакиевского собора с учетом всех пожеланий Александра I. Главное – он сохранил в проекте значительную часть старого собора, чего и добивался император.

Сначала установили огромные
колонны весом по 114 тонн из выборгского и питерлакского гранита-рапакиви, что явилось новшеством в архитектурном деле. Только в 1836 году возвели стены и пилоны, в 1838 г. – антаблементы и большую часть аттика. Тогда же установили гранитные колонны барабана купола весом по 63 тонны. К 1840 году собор был практически построен. После этого еще 18 лет продолжалось создание скульптурного убранства, проведение живописных, мозаичных и облицовочных работ.

Мрамор цвета "июньской белой ночи" в облицовке стен Исаакия - тот самый мрамор из Рускеалы
Мрамор цвета "июньской белой ночи" в облицовке стен Исаакия - тот самый мрамор из Рускеалы

В 1830-е годы в Рускеальской ломке добывалось большое количество светло-серого и серого мрамора, который пошел на облицовку стен Исаакиевского собора. Из рускеальского мрамора также выполнены резные портики дверей. Кроме того, в 1830-е годы рускеальский мрамор по инициативе Монферрана широко применялся для изготовления предметов прикладного искусства – ваз, подсвечников, каминов, урн, памятников, столешниц, пресс-папье. В отдельные годы на ломке мрамора в Рускеале работало от 300 до 700 человек.

Бюст О. Монферрана в Исаакиевском соборе. Эта скульптура сделана с использованием всех видов камней, которые украшают собор, в том числе из рускеальского мрамора
Бюст О. Монферрана в Исаакиевском соборе. Эта скульптура сделана с использованием всех видов камней, которые украшают собор, в том числе из рускеальского мрамора

Новый Исаакиевский собор был торжественно освящен 28 июня 1858 года. Спустя почти месяц после этого события скончался от ревматизма Огюст Монферран (Август Августович, как его называли в России). Он посвятил Исаакиевскому собору 40 лет своей жизни, почти полвека.

«В течение этих 40 лет Монферран... построил целую церковь, воздвигнул, заставил подняться из земли, заставил возвыситься к небу. Он не только ваял бронзу, он иссекал гранит, он полировал мрамор, он плавил золото, он вправлял драгоценные камни» - так говорит в некрологе о Монферране Александр Дюма, который также бывал в этих местах. Удивительно то, что дикий, безмолвный камень – мрамор, силой духа, таланта и ума строителей был поднят на такую высоту. Это была «лебединая» песня рускеальского мрамора!


После 1854 года, когда закончилась облицовка стен Исаакиевского собора, рускеальский мрамор больше
практически не применялся в украшении столицы.

Мраморная крошка. Фото с сайта https://mirstroy-nn.ru/
Мраморная крошка. Фото с сайта https://mirstroy-nn.ru/

В 1880-х годах в Рускеале складывается ориентация на выпуск строительной извести. Для получения качественной извести годится пласт чистого кальцитового мрамора, который залегает на глубине 15-20 м от поверхности, ниже той толщи мраморов, ранее разрабатывавшейся для украшения дворцов и храмов.

Именно в это время для добычи мрамора начинают активно использовать взрывы - и тогда образовался Рускеальский провал. Ранее для добычи использовали порох, и его не столько взрывали, сколько откалывали мрамор под давлением пороховых газов. Но мрамор стали добывать для извести, требовалось взять побольше и поскорее - стали закладывать взрывчатку. Для этих целей крупные крепкие мраморные блоки уже не требовались...

Ломки долго не находили своего хозяина, пока в 1898 году не перешли в аренду финляндского акционерного общества «Рускеала мрамор» еще в 1890 году был построен известковый завод, в 1895 задействованы три первые печи. Кроме печей, здесь был построен дробильно-сортировочный завод, где из мрамора получали щебень и декоративную крошку.

Заброшенные печи рускеальского мраморного завода, фото с сайта https://novate.ru/
Заброшенные печи рускеальского мраморного завода, фото с сайта https://novate.ru/

Известь шла на строительство, декоративная крошка – на оформление интерьеров и фасадов каменных зданий в поселениях Приладожской Карелии, в том числе и в городе Сортавала, а щебень – на подсыпку дорог.

Кроме того, в первой трети XX века финны немного добывали в Рускеале блоки мрамора, которые после распиловки на плиты и последующей их шлифовки и полировки, использовались в украшении некоторых каменных зданий Финляндии. Так, в начале 1900-х годов рускеальский мрамор пошел на облицовку Сберегательного банка в Хельсинки. В 1899 году в Отраккале, рядом с известковым заводом, финны построили здание Заводоуправления, стены которого облицованы небольшими блоками рускеальского светлого мрамора.

Мраморные монолиты шли на изготовление надгробий на кладбищах Рускеалы, Пуйкколы, Сортавалы и Питкяранта, а также в Санкт-Петербурге (до 1917 г.). Очень широко в архитектуре г. Сортавала применялась декоративная крошка из мрамора. До сих пор в Сортавала в каменных зданиях 1910-1930-х годов постройки прекрасно сохранились лестницы и полы, отлитые из бетона с наполнителем из мраморной крошки и других местных пород камня.

Старое финское кладбище в Сортавале, многие надгробья здесь были выполнены из рускеальских мраморов
Старое финское кладбище в Сортавале, многие надгробья здесь были выполнены из рускеальских мраморов

Последние работы по добыче камня в Рускеальских карьерах были в ноябре 1939 года, когда началась «Зимняя» война. События этой войны мало затронули Рускеалу, кроме незначительных налетов советской авиации в феврале 1940 года.

С августа 1941 по август 1944 годов Рускеала, как и остальная территория Северного Приладожья, находилась под финской оккупацией.


За короткий срок, в 1942-1943 годах
финны восстановили производство, наладили выпуск извести, щебня и декоративной крошки. Финны даже организовали временную церковь. Летом 1944 года, отступая, финны демонтировали значительную часть заводского оборудования и вывезли его в Финляндию.

После войны за бездействием Главный карьер постепенно наполнился грунтовой и атмосферной водой
После войны за бездействием Главный карьер постепенно наполнился грунтовой и атмосферной водой

Было еще несколько попыток восстановить разработки – так, в 70-е годы прошлого века был разработан "Итальянский" карьер, где мрамор добывали открытым способом. Карьер был назван "Итальянским", потому что здесь при добыче мраморных блоков использовались станки канатного пиления, изначально разработанные в Италии.

В "Итальянском" карьере
В "Итальянском" карьере

Мрамор с Итальянского карьера пошел на украшение одного из павильонов ВДНХ в Москве, станций метро "Приморская" и "Ладожская" в Ленинграде, а также мемориала Брестской крепости.

Планировалось, что новый блочный карьер Рускеала станет основной сырьевой базой Кондопожского камнеобрабатывающего завода, но завод вскоре стал брать камня намного меньше, т.к. рускеальский мрамор из-за своей неоднородности плохо пилился и полировался.

Плиты раскалывались на кусочки при распиловке, шлифовке и полировке. Новые исследования показали, что мрамор месторождения из-за мелких трещин не может использоваться для изготовления облицовочных плит, а годится только для производства декоративного щебня.

Стены "Итальянского" карьера
Стены "Итальянского" карьера

В 1985 году было принято решение о закрытии убыточного предприятия – Рускеальского блочного карьера, работавшего с 1973 года.

С тех пор в «Итальянском» карьере остались эти ровные, пиленые стены декоративного мрамора, придающие карьеру торжественный вид. Здесь кажется, что ты находишься не на бывшей производственной площадке, а в каком-нибудь «Мраморном» зале.

В середине 2000-х годов мраморная разработка здесь была окончательно закрыта. И уже тогда была создана концепция развития туристского объекта «Мраморные ломки Рускеала», которая и послужила теоретической основой для создания в последующие годы самого Горного парка.

В 2005 году был образован Горный парк Рускеала, который является сегодня действительно уникальным техногенно-природным и ландшафтно-туристическим объектом.

Что еще посмотреть в Карелии:
Первый в России курорт - Марциальные воды
Рускеальский провал
Город Сортавала
Водопад Кивач
Город Петрозаводск
Горный парк Рускеала с Мраморным каньоном
Залив Кирьявалахти

На моем канале вы найдете доступные места для самостоятельных поездок по России и зарубежью.

Подписывайтесь, чтобы не пропустить все самое интересное!