Найти тему
Making games is easy!

Установка MakeHuman. Создание и загрузка человечков в 3D редактор Blender и загрузка bvh анимации. Подготовка к 3D и 2D играм.

MakeHuman – бесплатная программа быстрого создания 3D человечков.

Blender – бесплатный 3D редактор широкого назначения.

Статья подготовлена 21.08.2021.

Данный урок особенно подойдет новичкам. С помощью этого урока вы сможете без особых знаний и опыта, быстро сделать человечка для игры (или мультика). Просто следуйте инструкциям в уроке.

В данном уроке мы установим популярную программу для создания простых много и мало полигональных человечков MakeHuman 1.2.0.

Данная версия программы хорошо совместима с Blender выше 2.8x, хотя пойдет и на Blender 2.79.

Создадим человечка. Оденем его. Посмотрим как загружать новую одежду в MakeHuman 1.2.0.

Посмотрим как менять количество полигонов в человечке в MakeHuman 1.2.0 (самого человечка одежды это не касается, у нее свои полигоны).

Затем создадим скелет, установим в нужную позу и загрузим в 3D редактор Blender (в уроке версия 2.9.3)

Загрузим bvh анимацию хождения человечка на месте.

Посмотрим где можно отредактировать анимацию скелета.

Подготовим человечка для экспорта в 2D и в 3D игру.

2D Игра: Анимация в формате изображений, сменяющихся друг за другом картинок в определенном направлении. Влево и вправо, вверх и вниз. Создание подобных картинок часто называют рендерингом (визуализацией).

3D Игра: Формат в виде 3D модели. Используется вместе с игровыми движками и отображается с помощью специальных библиотек (OpenGL и др.).

Установка MakeHuman 1.2.0:

http://www.makehumancommunity.org/content/downloads.html

Нажимаем и выбираем свою платформу, у меня Windows 10:

http://www.makehumancommunity.org/content/makehuman_120.html

-2

Загружаем и устанавливаем:

Откроем

makehuman-community-1.2.0-windows.zip

И установим

makehuman-community-1.2.0-windows.exe

Тут же имеем Дополнения (аддоны) для Blender. Они подойдут для версий Blender выше 2.8x. Находятся также в архиве в папке: addons_for_blender_28x.

У меня в Windows 10, установилось в папку по адресу:

C:\Users\(Имя пользователя компьютера)\AppData\Local\makehuman-community\Python

(Users – это папка Пользователи)

Папка AppData может быть скрыта в настройках Windows 10. Тогда включите отображение скрытых файлов.

-3

Откроем программу:

-4

У программы довольно простой и понятный интерфейс, но выберем русский язык:

Вкладка Settings (настройки).

-5

И перезапустим программу. Зайдем на вкладку Плагины в Настройках:

-6

Все необходимые плагины здесь к Blender уже есть. Здесь можно активировать и отключать ненужные плагины. А также загрузить пользовательские плагины на вкладке User Plugins.

В программе есть одежда и другие материалы, но вы наверное захотите загрузить еще.

Посмотрим как это можно сделать. Найти интересующие материалы в том числе и одежду можно по адресу:

http://www.makehumancommunity.org/content/user_contributed_assets.html

А только одежду:

http://www.makehumancommunity.org/clothes.html?field_clothes_category_value=All&field_clothes_status_value=All

Все достаточно просто. Выбираем одежду и сохраняем все материалы в папке. Название выбрать можно свое. И Помещаем в папку по адресу (в Windows 10):

C: \Users\ (Имя пользователя компьютера)\AppData\Local\makehuman-community\makehuman\data\clothes

(Users – это папка Пользователи)

Папка AppData может быть скрыта в настройках Windows 10. Тогда включите отображение скрытых файлов.

-7

Вот так я поместил материалы одежды в папку (с выбранным мною названием):

-8

В итоге переходим на в кладку Геометрия. И выбираем загруженную одежду.

-9

Установка Blender 2.9.3:

С загрузкой и установкой одежды разобрались. Теперь установим Blender.

Переходим: https://www.blender.org/download/

-10

Загружаем и устанавливаем файл:

blender-2.93.3-windows-x64.msi

Загрузка и установка дополнений (аддонов) к Blender 2.9.3:

Берем извлекаем addons для Blender из скаченного ранее архива makehuman-community-1.2.0-windows.zip.

Или загружаем дополнения (addons) для Blender с сайта:

http://www.makehumancommunity.org/content/plugins.html

-11

Нам еще понадобится addon для привязки скелета к bvh анимации.

В интернете много анимаций в формате bvh. Самых различных от сальто до танцев. Но в играх наиболее полезны:

- Хождение на месте (его и загрузим в уроке);

- Прыжки на месте;

- Бег на месте.

Загрузить нужный нам addon мы можем с сайта

https://blenderartists.org/t/bvh-retargeter-the-add-on-formerly-known-as-makewalk/1216579

В Blender 2.79 он назывался MakeWalk. Для Blender 2.9.3 он называется BVH Retargeter.

-12

Можно его также загрузить с Яндекс диска:

https://disk.yandex.ru/d/dO_--TZuR11Tsg

Открываем Blender (2.9.3) и заходим в настройки для загрузки Addons (дополнений):

-13

И устанавливаем Addons:

-14

Не забудьте поставить галочки для активации дополнений.

Установка количества полигонов 3D модели в MakeHuman:

Теперь настроим количество полигонов человечка. На самого человечка (голышом) можно установить полигоны. Перейдя по вкладкам в MakeHuman: “Геометрия”, далее на вкладку “Топология”.

Чтобы увидеть сетку нажимаем сверху кнопку Сетка.

И для установление малого количества полигонов ставим Proxy 741. К сожалению одежда имеет свои полигоны и сетку.

-15
-16

Все готово. Одеваем нашего человечка в MakeHuman (1.2.0) и готовим его к переносу в Blender (2.9.3).

Установка скелета в MakeHuman:

Нам нужен скелет. Так что переходим на вкладку “Поза, анимировать":

-17

Теперь на вкладку “Поза”:

-18

Теперь экспортируем нашего человечка, для последующего импорта в Blender (есть и другие способы переноса, но в уроке рассмотрим один).

Сохранение модели для редактора MakeHuman:

Перед экспортом лучше сохранить нашего человечка, чтобы не потерять 3D Модель. Ее можно будет загрузить потом. Сохраняется в формате для редактора.

У меня сохранилось в

C:\Users\(Имя пользователя компьютера)\Documents\makehuman\v1py3\models

(Users – это папка Пользователи)

Экспорт персонажа из MakeHuman (для импорта в Blender):

А для экспорта откроем вкладки “Файлы” и “Экспорт”:

-19

Мы поставили галочку на mhx2. Выбираем папку куда экспортируем файл. Выбираем имя и жмем кнопку Экспорт. В последующем из него будем импортировать для Blender.

У меня установилось в

C:\\Users\ (Имя пользователя компьютера)\Documents\makehuman\v1py3\exports

(Users – это папка Пользователи)

Импорт человечка из MakeHuman в Blender:

Теперь в Blender (2.9.3) импортируем нашего человечка:

-20

И человечек загружен в сцену:

-21

Я всю сцену немного увеличил плюсом на правой клавиатуре. Загрузился он у меня довольно маленьким.

Осталось загрузить BVH анимацию. Для игр нужна простая ходьба на месте.

Берем Файл в формате .bvh анимации хождения человечка на месте. И с помощью ранее установленного аддона (в Blender 2.79 он называется MakeWalk, в Blender 2.9.3 он называется BVH Retargeter), и прикрепляем его к скелету человечка.

Для этого открываем вкладку справа (можно нажатием клавиши N):

-22

Файл анимации bvh (ходьба на месте):

https://disk.yandex.ru/d/h0yomZ4Xo_Nrhg

Открываем нужную закладку, в Blender 2.9.3 она называется BVH Retargeter, и нажимаем кнопку “Load And Retarget”. Выбираем где находится наша анимация в формате .bvh и жмем подтверждение:

-23

Запуск анимации в Blender:

Все анимация загружена. Можно ее запустить:

-24

Редактирование кадров анимации:

А при необходимости анимацию можно отредактировать (в данном уроке нет подробного описания редактирования и сохранения положения костей):

-25

Интерполяция анимации:

В создании анимации есть удобный режим, называется Интерполяция. Достаточно установить одно положение кости, и второе положение кости. Между определенного количества кадров анимации. Интерполяция заполнит все промежуточные положения между двумя костями. Это очень ускоряет анимацию персонажа.

Сохранение для игрового 3D движка:

А нам осталось только подготовить нашего человечка к загрузке в 3D игровой движок, или выполнить рендеринг (кучу анимационных картинок подряд) ходьбы человека подряд для 2D игры.

В 3D модель сохранить довольно просто. Файл / Экспортировать, выбираем 3D формат экспорта.

-26

Сохранение для 2D игры или творчества (рендеринг):

Вот так может выглядеть результат рендеринга анимации персонажа (скриншот содержимого папки):

-27

Приступим. Сделаем круговую анимацию поверх нашей ходьбы на месте по кадрам.

Для кругового движения камеры вокруг объекта нам нужно создать "пустышку" и прикрепить к ней камеру. "Пустышку" можно создать наведя курсор на основную сцену и нажав “Shift A”.

Пустышку нужно установить по центру объекта. Вокруг ее будет вращаться камера по оси Z (синий круг), на заданный угол 0-360 градусов. Нас интересуют углы 0, 90, 180, 270. Вид спереди с анимацией ходьбы по кадрам, справа, сзади и спереди.

Создадим пустышку нажав “Shift A” установив курсор в главной сцене и установим ее по центру объекта (нашего человечка):

-28

Установим созданную пустышку по центру человечка. Камеру поставим чтобы вид из нее был направлен на человечка.

-29

Чтобы увидеть вид из камеры нужно нажать 0 на малой клавиатуре. Перейти обратно также нажать 0. Выделите камеру и подвигайте, чтобы человечек был в фокусе камеры.

-30

Теперь выделите и Камеру и Пустышку. Например, щелчок левой клавишей по камере, затем клавишу Ctrl и по пустышке. И нажмите “Ctrl P” и Объект (Object):

-31

Появилась пунктирная линия:

-32

Теперь камера по градусам ходит вокруг пустышки:

-33

Теперь выделив пустышку и повернув камеру на нужный градус, мы можем получить любую анимацию человечка.

Чтобы переключится в вид камеры, как обычно нажимаем 0 на малой клавиатуре, наведя курсор на 3D сцену.

Настройка Рендера:

Установим Освещение (пару источников света). Нажмем SHIFT A, и выберем Свет / Точечный источник:

-34

Поставим еще несколько, разместив их так чтобы наш человечек был освещен.

Еще надо установить прозрачный фон и кадры анимации которые надо рендерить.

-35
-36

Все готово. Осталось только выбрать в меню Рендеринг / Рендеринг анимации:

-37

Ждем завершения рендеринга.

По умолчанию Фото окажутся по адресу:

C:\tmp

Как видите все получилось (скриншот папки):

-38

Ну и последнее осталось их обрезать в любом редакторе изображений. Нужен тот который обрезает сразу несколько картинок сразу. Например, “Microsoft Office Picture Manager”.

-39
-40
-41

Немного освещение неправильно выставил, а так все пучком.

Ставьте лайк. Все вопросы задавайте в комментариях ниже.