Конец 1944 года ознаменовался началом освобождения Европы советскими войсками. Примерно в этот же период союзные войска США и Англии подошли к немецким границам. У немецкого командования не было иного выхода, и Гитлер принял решение начать контрнаступление через горы Арденны на Бельгию.
Ход был продуман стратегически не с военной, а по большей части с политической точки зрения. Немцы искали слабое звено среди вражеских войск, рассчитывая обратить союзников друг против друга. К тому же это был отвлекающий маневр, настроенный на отвлечение американо-английских войск от немецких границ.
Действия Гитлера не укрылись от глаз союзников, о чем и написал Уинстон Черчилль в своем письме Сталину от 5 января 1945 года после посещения штаба генерала Эйзенхауэра и фельдмаршала Монтгомери. В письме премьер-министр указывает на стремление немецкого командования разладить отношения между союзниками и расколоть фронт. Тем не менее преимущество, по мнению Черчилля, остается за союзными войсками, несмотря на крупные потери с обеих сторон и общее тяжелое положение в Бельгии.
Битвы Арденнской операции проходили с переменным успехом. К началу января англо-американские войска начали контратаковать войска противника, хотя и не во всем успешно. Несмотря на согласие Гитлера прекратить наступательные действия, британский премьер-министр был всерьез обеспокоен положением союзных войск, о чем можно судить из его секретного письма Иосифу Сталину от 6 января.
В письме речь идет о напряженном положении войск на западе и о том, что английскому командованию важно понимать, планируют ли оказать помощь советские войска, начав наступление на фронте в районе Вислы, либо другим удобным способом.
Уинстон Черчилль, ориентировался на помощь со стороны советских войск, понимая, что несмотря на преимущество и ряд побед, очень важно нанести сокрушительный удар именно с нескольких сторон, чтобы лишить противника шанса на победу или передышку.
Понимал это и Иосиф Сталин. Ответ от советского главнокомандующего последовал незамедлительно, уже 7 января Сталин дал обратную связь, сообщив о том, что несмотря на процесс подготовки и неблагоприятные погодные условия, Ставка Верховного Главнокомандования приняла решение ускорить подготовку для начала наступления на немецкие войска по всему центральному фронту. Сроки Главнокомандующий обозначил суровые – не позже второй половины января.
Таким образом, советская армия в ускоренном темпе приготовилась и перешла в наступление. 12 января началась стремительная Висло-Одерская операция, длившаяся всего 20 суток, но благодаря которой была освобождена часть Польши, расположенная западнее Вислы и захвачен стратегически важный для наступления на Берлин плацдарм. А 13 января, параллельно, началась Восточно-Прусская операция, которая длилась до конца апреля 1945 года, окончательно истощившая ресурсы противника.
Несмотря на ряд разногласий, наблюдавшихся среди союзников тогда, в ХХ веке, а так же несмотря на рознящиеся точки зрения сегодня, в тот период командование обеих держав понимало стратегическую важность и необходимость совместных действий против угрозы противника.
Спасибо за Ваше внимание, подписки и лайки!