До того, как я купил 165 Гц монитор я очень часто натыкался на восторженные отзывы, в которых люди писали, как они перешли с 60 гц на 144 Гц. И вот теперь судя по их рассказам, они без боли в глазах не могут смотреть на 60 Гц мониторы, а уж фпс ниже 144 начал вызывать у и них панические атаки, а 30 фпс сразу портили им зрение и заставляли в срочном порядке обращаться к доктору, а 60 фпс стали просто неиграбельными и от этого у них появились головные боли.
Аж уж про какую разницу они писали в Windows, мол, как только запустишь Windows на священном 144+ Гц мониторе, то сразу почувствуешь живительную и космическую разницу уже прямо на рабочем столе. Хотя хватает в интернете и отзывов, что кто-то не заметил разницу вообще или заметил только небольшую разницу, так вот эти отзывы ближе к правде.
В целом, я и тогда знал, что «свидетели 144 Гц мониторов» как минимум преувеличивают, а иной раз просто обманывают. Но сейчас, я просто в этом убедился сам. Однако, несмотря на все далее, сейчас такая минимальная разница в цене между 60 Гц монитором и 144 Гц монитором, что покупать 1080р 60 Гц монитор экономя пару тысяч просто нет смысла. Тем более, что вы доплатите не только за Гц которые лично вам возможно особо не нужны, а доплатите за нормальный диапазон работы Freesync, а работу этой технологии заметно в разы лучше чем все остальное.
А вот с 1440Р (2К) мониторами ситуация уже иная, там доплата может быть уже больше и там надо думать, хотя из-за нормального диапазона работы freesync лично я бы доплатил, а нормальный диапазон его работы только в мониторах от 144 Гц, ну и отклик на таких мониторах лучше даже в режиме 60 фпс (об этом ниже).
А теперь про разницу. Начну с Windows, потому что некоторые писали, что разницу невероятно заметно уже в Windows и что после этого становится невозможно работать за компьютером с 60 Гц монитором. Так вот это оказалось полным враньем. Я не знаю, что там делают эти люди, возможно ставят чувствительность мышки на максимум и начинают елозить курсором по экрану монитора и вот там они видят для себя какую-то космическую разницу, без которой невозможно жить.
Но нормальные люди работая за компьютером не мышкой возят и ищут ее шлейфы и не занимаются самовнушением и самообманом, а просто работают. И вот сейчас ради эксперимента, я даже выставил 60 Гц пока пишу этот пост. При смене ничего не поменялось, мои глаза не стали ощущать какого-то дискомфорта и 60 Гц не превратились для меня каким-то магическим образом в слайдшоу.
А вот теперь про игры. Тут люди не соврали, но преувеличили в своих рассказах. Перед тем, как я купил свой 165 Гц монитор. Я сходил в компьютерный клуб и там протестировал 240 Гц монитор в сочетании с RTX 3070. Даже в клубе, я в целом, не был в таком восторге, как все эти комментаторы, которые теперь спорят между собой о том, что пора переходить на 240 Гц мониторы потому, что там какая-то космическая разница по сравнению со 144 Гц.
Так вот, придя в клуб, я фактически пересел с домашних 60 Гц на 240 Гц, и я заметил разницу сразу, но с учетом того, что я временно пересел с 60 Гц на 240 Гц, то эта разница была не такой как я ожидал и явно не стоит своих денег что нужны для нормального 240 Гц монитора + нормальной видеокарты для 240 фпс. Далее, я уже обзавелся своим 165 Гц монитором и начал эксперименты.
Так после покупки я не ощутил, что мой монитор работал как-то хуже того, что я видел в клубе. После нескольких экспериментов и локом фпс на разных значениях, я пришел к выводу, что разница между 60 Гц/60 Фпс и выше, в играх заканчивается примерно после 80 Гц/80 Фпс. То есть между 60 и 80 ты сразу видишь различия, а вот все что выше 80, то уже перестаешь видеть заметные отличия.
А в чем собственно это отличие между 60 и выше заключается? А заключается оно в целом только в отклике, это можно сказать самое первое что бросается в глаза. Такое ощущение, что картинка «синхронизируется» с вашими пальцами, вы нажали кнопку и такое ощущение, что действие на экране началось еще до нажатия, вы начинаете двигать мышкой и сразу ощущаете как ваш персонаж в игре откликается на это.
Ну и картинка выглядит какой-то более «быстрой» и на это просто приятно смотреть, но при движении камерой этот эффект уже не так заметен. Но опять же, после 80 фпс уже нет такой разницы как между 30 и 60 и между 60 и 80. При этом, чтобы ощутить этот повышенный отклик, даже необязательно иметь 80 фпс. Если отключить фрисинк, выставить монитор в режим 120 Гц, отключить V-Sync в игре и залочить игру на 60 фпс, то все равно этот отклик становится выше, чем 60 фпс на 60 Гц мониторе.
Я думаю, что большинство пересевших со старого 60 Гц монитора на новый 144 Гц просто не знают, что дает freesync (помимо устранения «разрывов» изображения) и поэтому считают, что все улучшения связаны исключительно с герцовкой монитора. Потому что на самом деле, на плавность картинки больше влияет как раз Freesync, а Гц на отклик.
Как-то раз я отключил freesync во время своих экспериментов и забыл его потом включить. Запустил игру на следующий день и почему-то все стало ужасно. И вот сидел я и не понимал, почему фпс в игре 80-120, а картинка какая-то отвратная и дерганная стала, хотя раньше была отличной в этой игре, а теперь все выглядит так, словно я играю при скачущих 35-50 фпс на 60 Гц мониторе. Я уж начал думать, что прошел мой восторг от монитора и что я просто начал видеть реальность. Но потом оказалось, что freesync был выключен и когда я его включил, то все вернулось назад и картинка стала плавной, как и днями ранее.
Так что, больше всего меня удивила разница от наличия Freesync и вот без него я бы вообще не стал покупать монитор. Потому что без него вообще нету толку от 144+ Гц мониторов если ваш фпс не равняется частоте обновления экрана во всех играх или вы не лочите его на отметке 40/60 для 120 Гц режима или 48/72 фпс для 144 Гц режима.
В режиме с фпс локом вообще ничего не мешает, отклик выше, чем на 60Гц мониторе, только чуть плавность страдает (но не мешает) если лок на 40/48 фпс. Если же выставить 144 Гц без фрисинка и играть с плавающим фпс, то картинка становится дерганной как на мониторах 60 Гц и при 35-50 фпс.
Переход на 165 Гц монитор, который я пока использую в режиме только 120/144 Гц, не мешает мне возвращаться на более низкий фпс и играть в игры как при 60 фпс, так и при 30 фпс. Так что, все эти отзывы в стиле: «после 144 фпс у меня вытекают глаза от 60 фпс, а от 30 я вообще помру» оказались просто преувеличением и самовнушением людей, которые пытаются оправдать свою покупку.
Мне же ничего оправдывать не надо, поэтому я пишу, как есть. Но опять же, как я написал выше, разница в цене между 60 и 144 сейчас такая смешная, что лучше доплатить. Раньше доплачивать приходилось очень много и у 144 Гц мониторов часто не было поддержки Фрисинк, и разница только за отклик явно того не стоила для большинства людей. А сейчас, за лишние 3к рублей вы получаете 144 Гц монитор и нормальную поддержку freesync.
Несмотря на то, что в 144 Гц пишут диапазон работы фрисинк 48 – 144 и нижняя граница многим кажется недостаточной. На самом деле, в 144 Гц фрисинк мониторах используется технология LFC которая начинает работать, когда фпс ниже диапазона работы фрисинк. От 48 фпс и выше всегда будет 1 фпс = 1 Гц. Если же фпс будет 47, то монитор переключится в режим 94 Гц (фпс * 2 = Гц), если фпс будет 40, то монитор будет работать в режиме 80 Гц.
В таких режимах просто каждый кадр показывается 2 раза, как это происходит на 60 Гц мониторах в режиме 30 фпс. И картинка от этого все равно плавная, более того, если раньше на 60 Гц падение фпс до каких-нибудь 25 было адом и слайдшоу, то с фрисинк + lfc даже 25 фпс становятся терпимыми (монитор работает в 50 Гц режиме в таком случае), хотя конечно ты понимаешь, что фпс явно ниже 30 даже без счетчика фпс, но по сравнению с 25 фпс на 60 гц мониторе, все выглядит +- играбельно.
А вот в 60-75 Гц Freesync мониторах этого LFC нету, поэтому, как только фпс будет падать ниже минимальной границы работы фрисинка, то монитор будет переключаться в режим строго 60, а каждый кадр не сможет отображаться ровно 2 раза (если фпс не 30) и поэтому будут разрывы и дерганная-микрофризящая картинка.