Лето 1986-го, Геленджик. Каратист и каскадер Александр Иншаков в компании с актером Львом Дуровым, спасаясь от жары, зашли в уютную придорожную кафешку. Посетителей внутри было немало. На общем фоне выделялась компания подвыпивших мужчин. Ребята вели себя развязно и шумно. Длинноволосый элегантный Иншаков сразу привлек их нездоровое внимание.
Александр Иншаков – легендарная личность, как в мире единоборств, так и кинематографа. В юности он занимался гимнастикой и боксом. В начале 1970-х годов всерьез увлекся карате. Его учителем был основоположник этого вида единоборств в СССР Алексей Штурмин. Иншаков принимал участие в первых чемпионатах Союза по карате, и в некоторых источниках можно встретить информацию, что он был чемпионов в абсолютной весовой категории и первым чемпионом Москвы.
Еще одна его большая страсть – кино. Начинал простым каскадером и впоследствии вырос в одного из главного специалиста в стране по постановке кинотрюков. Пробовал себя он и в качестве киноактера, но здесь, конечно, большими способностями не отличился. Снявшись в нескольких боевичках в начале 1990-х, Иншаков по большому счету завязал с карьерой актера, возможно поняв, что это не его.
Летом 1986-го он был занят постановкой трюков в фильме «Человек с бульвара Капуцинов». Комедийный вестерн Аллы Суриковой изобиловал батальными сценами, схватками, перестрелками и разбитыми об голову бутылками. В фильме снималась огромная россыпь популярных советских актеров. Некоторые из них – как Николай Караченцов – наотрез отказывались от дублеров, самостоятельно исполняя сцены драк, прыжки, стремительные заезды на лошадях и прочие травмоопасные кренделя. В этих условиях от Иншакова требовалась особенное внимание и тщательный подход к делу.
Как-то во время перерыва между съемками каратистокаскадер решил развеяться и отправился прогуляться по улицам Геленджика. Сопровождал его прекрасный актер Лев Дуров, исполнитель роли гробовщика в «Капуцинах», который в одном из интервью много лет спустя и рассказал эту занимательную историю.
Палило солнце и они зашли остынуть в кафе. Кинематографический дуэт расположился за столиком неподалеку от шумной компании. Дуров вспоминал, что их было шестеро. Длинноволосый Иншаков сразу привлек внимание молодчиков и те принялись отпускать в адрес каратиста колкости. А когда Александр заказал себе стакан сока, вместо чего-нибудь горячительного, как подобает настоящему мужику (сарказм), колкости перешли в откровенные насмешки.
Вы только посмотрите на этого патлатого. Сок себе взял! Гы-гы-гы!
Дуров вспоминал, что его приятель хранил олимпийское спокойствие и никак не реагировал на провокации. Через некоторые время они встали, но едва двинулись к выходу, как один из тех типов перегородил им дорогу. С возгласом «Сейчас мы тебя подстрижем!» он схватил каратиста за волосы.
Это был, конечно, уже явный перебор. Через пару мгновений наглый тип уже лежал на полу, сраженный несильным, но чрезвычайно мастерским движением. Его дружки вскочили с мест и бросились на «волосатого». Каратисту ничего больше не оставалось, как переключиться в режим уничтожителя. 39-летний на тот момент Иншаков находился если уже не на пике своих физических возможностей, то далеко от них еще не ушел. Движения бойца были очень стремительны, удары – сокрушительны. Возможно, его оппоненты были изрядно пьяны, поэтому не смогли эффективно воспользоваться большим численным перевесом. Но так или иначе вскоре все пятеро присоединились к «первопроходцу» и оказались на полу, изрядно помятые.
За сценой в немом изумлении наблюдали посетители кафе. Подобное раньше они могли видеть разве что в кино. Таков был Иншаков – он мог сконструировать эффектную боевую картинку не только на экране, но и в реальной жизни.
Лев Дуров до этого встречался с каратистами. В фильме «Не бойся, я с тобой!», где он исполнил главную роль – отважного мастера восточных единоборств, с актерами работали тренированные инструкторы. Но лишь после того, как он стал свидетелем этой сцены в южном кафе, запомнившейся ему на всю жизнь, Дуров по-настоящему понял, насколько карате может быть эффективно.
Тогда я осознал, на что способен настоящий каратист и что он может сделать в реальной уличной схватке,
– рассказывал народный артист.
Сейчас Александру Ивановичу Иншакову уже почти 75. От активных дел он уже отошел, но вспомнить из своей бурной молодости ему точно есть о чем.