Жук-нарывник. Жуткое название для жука, окутанного не менее жуткими слухами. Укусил? Сел на ручку? Пролетел в десяти метрах? Жди беды! На коже повыскакивают волдыри. А если ты особенно везучий, то и старуха с косой пожалует. Что ж это за звери такие?!
На самом деле, это те самые цветастые жуки, которых ты с вероятностью 99,9 % встречал на даче. Просто названия их не знал. Кто-то из них похож на божью коровку, кто-то — на жужелицу. Жуки-нарывники — это целое семейство. Окрасок и форм этих насекомых множество, так как их больше 2.000 видов. Как видишь, ты всё ещё не бьешься в конвульсиях и не маешься от гнойников. Так откуда пошли такие жуткие слухи?
Что ж, скажем сразу: доля правды в них есть. Жук действительно ядовитый. Но почувствуешь ты это только в том случае, если его съешь. Ну, или в глаза вотрёшь, чтобы токсин попал в слизистые. Если такой дурью заниматься не планируешь — то и нарывники для тебя абсолютно безопасны. Но откуда такое название? За всё спасибо шпанской мушке. Жуку, что вершил судьбы людей и государств.
Только посмотрите на этого красавца — 2 сантиметра чистого изумруда сияют переливами от жёлтого до синего! Такой интересный оптический эффект достигается за счёт хитрой микроструктуры надкрыльев — она по-особому отражает свет. Найти жука можно по всей средней полосе Евразии. От Западной Европы до Восточной Сибири шпанская мушка безнаказанно творит всякие гадости!
Взрослые особи терроризируют растения: клён, ясень и сирень. А их личинки изничтожают одиночных пчёл. Заботливая мушка-мать откладывает маленьких рэкетиров неподалёку от скопления их гнёзд. Появившиеся на свет личинки находят вход в пчелиное убежище, забираются внутрь и проводят там больше полугода, поедая пчелиные яйца и мёд. В конце весны вместо пчёл оттуда появляется новое поколение нарывников.
При этом шпанки — малоподвижные и хорошо заметные жуки. Идеальная добыча. Если бы не одно «но» — кантаридин. Это химическое оружие, растворенное в крови насекомого, делает шпанских мушек смертельно опасными для всех — от мелких насекомоядных животных до крупного рогатого скота, который может случайно проглотить жука вместе с травой.
Попадая в организм в большом количестве, кантаридин нарушает работу кишечника, почек, печени и нервной системы. А ещё небольшой бонус: он вызывает опухоли, волдыри и язвы по всему телу. Вот и разгадка столь жуткого названия. Но как люди узнали обо всём этом? Мы ведь жуков не едим. Хах, вы недооцениваете средневековых алхимиков. В поисках эликсира бессмертия они гнали всякую гадость из всего, что под руку попадётся. В том числе и из жуков-нарывников. Стоит ли говорить об исходе этих несчастных? Куда веселее дела стали обстоять, когда о смертоубийственных фичах пронюхала и европейская знать. Вместо того чтобы травить себя в поисках вечной жизни, они травили друг друга за власть и богатство.
Да, для эликсира бессмертия шпанская мушка не годится. Зато идеально подходит для приворотного зелья! Попадая в организм в безвредных количествах, кантаридин вызывает расширение зрачков, усиление сердцебиения и чувствительность некоторых специфических областей тела. Иными словами, это — офигенный афродизиак, который при правильном применении способен сломать даже заядлых асексуалов. Стоит ли говорить, что приворотные зелья из толчёных жуков получили бешеную популярность? Такие препараты, кстати, до сих пор есть в продаже.
Такие вот они, эти жуки. Красивые, многогранные, опасные и возбуждающие. А что скажете про них вы? Пишите в комментариях!
С вами была Книга животных!
Палец вверх, подписка — неоценимая поддержка нашего труда.