Найти тему
Жизнь советского человека

Почему учёным-ядерщикам запретили водить машины? «Причуды» власти или жизненная необходимость

Необычный и предельно странный на первый взгляд приказ появился как-то в Советском Союзе. Он запрещал учёным-ядерщикам собственноручно управлять автомобилями. Что же он скрывал за собой: явную нелепость или вынужденную необходимость?

Поступившее сверху категорическое распоряжение запретить учёным садиться за руль, по времени приходилось примерно на начало становления в стране атомной отрасли. Помеченный грифом «секретно», изданный указ был окутан плотной завесой тайны и распространялся на всех без исключения лиц, задействованных в Атомном проекте. Только спустя десятилетия, рассекреченный «Росатомом» в 2014 году, документ совсем недавно стал достоянием общественности.

Строжайший запрет на вождение физиками-ядерщиками служебных автомобилей был введён 18 сентября 1948 года. Приказ стал результатом работы Специальной комиссии. Вынесенный вердикт подписал начальник штаба советской атомной промышленности Первого главного управления при Совете министров СССР Борис Ванников. А инициатором принятого решения стал председательствующий на заседании могущественный Лаврентий Берия. Необходимым толчком же к подобным вынужденным мерам послужили чрезвычайные события.

К деятельности учёных, принимающих непосредственное участие в создании первой советской атомной бомбы, отмечалось пристальное внимание со стороны руководящих органов. Занимающиеся разработками сотрудники жили и трудились по особым правилам. Само собой, что их безопасность была превыше всего.

Л. Арцимович - один из учёных, попавших в аварию
Л. Арцимович - один из учёных, попавших в аварию

А самостоятельное управление транспортным средством выдающимися сотрудниками Лаборатории №2 Академии наук СССР Льва Арцимовича и Игоря Панасюка однажды закончилось авариями на дороге. И если Арцимовичу повезло остаться целым и невредимым, то состояние Панасюка оставляло желать лучшего.

Такое положение вещей было недопустимым, что и повлекло за собой кардинальные действия, целью которых служило предупреждение аналогичных инцидентов. Подразумевалось, что с момента вступления в силу ограничительных мер учёные будут пользоваться исключительно услугами профессиональных водителей.

Неповиновение предписанию, несмотря даже на наличие водительского удостоверения и руководящей должности, подразумевало уголовную ответственность. Предстать перед судом грозило также и водителям, посмевшим передать управление кому-либо из физиков. У поставленных в жёсткие условия учёных не оставалось другого выбора, кроме следования букве закона, поскольку уполномоченными Совета министров СССР осуществлялся строгий контроль за соблюдением порядка.

Приказ
Приказ

Решение об издании запретного приказа, ущемляющего права учёных, но берегущего их жизнь, было правильным и оправданным государственными интересами. Ни в коем случае нельзя было допустить вмешательство роковых случайностей в виде дорожно-транспортных происшествий и их непредвиденных пагубных последствий в ход стратегически важных для СССР разработок.

Что вы об этом думаете, пишите в комментариях и ставьте лайки! Подписывайтесь на канал