Найти в Дзене
Валерий Грачиков

Перелет транспортного «Юнкерса» в мае 1941 года из Германии в Москву. Стал ли он причиной разгрома командования ВВС

15 мая 1941 года в СССР случилось крупное ЧП, аналог более знакомого и близкого нам по времени перелета Матиаса Руста с посадкой на Васильевском спуске в 1987 году. Только в мае 1941 года в Москву из Кёнигсберга прилетел не небольшой спортивный самолет, а огромный трехмоторный транспортный «Юнкерс» Ю-52. И приземлился он не на Красной площади, а на Центральном аэродроме, расположенном на Ходынском поле.

Но вот результат этого перелета для советских ПВО и ВВС оказался весьма плачевным. И если в 1987 году перелет Руста использовали для того, чтобы «всего лишь» отправить в отставку многих генералов, то в 1941 году времена были совсем другие и «высшую меру социальной защиты» использовали с легкостью.

Суть чрезвычайного происшествия заключалась в том, что не получив разрешения на пролет над территорией СССР, 15 мая 1941 года самолет Ju-52 пересек границу СССР и Германии и совершил перелет до Москвы, где благополучно совершил посадку. При этом предварительного запроса трассы следования и разрешения на пролет немцы не делали, что привело к появлению ряда конспирологических теорий, пиком которых стало «сочинение» Игоря Бунича.

В 1994 году этот, прости Господи, «историк», согласно которому на «Юнкерсе» в Москву доставили спецпослание от Гитлера Сталину. Этот опус и текст «письма», который опубликовал Бунич, в дальнейшем использовали в ряде публикаций, в том числе и в интервью маршала Язова в 2005 году. Это еще больше подлило масла в огонь и добавило таинственности в историю. Тем более, что документы по пролету «Юнкерса» были закрыты. Хотя на самом деле никакой таинственности там не было, была банальная несогласованность и раздолбайство со стороны как русских, так и немцев. Но это ведь не так интересно, как всякие таинственные «письма к Сталину».

-2

Так как перелет состоялся с нарушением установленных правил, советские власти организовали расследование по факту перелета. Руководил расследованием нарком госконтроля, небезызвестный Лев Захарович Мехлис. И, конечно, он нашел массу нарушений, разгильдяйства и вредительства. Как ему это удавалось почти всегда, во всех его подобных начинаниях.

Порой из этого делается вывод, что советская система ПВО никуда не годилась и немцы об этом в ходе перелета «Юнкерса» наглядно узнали. Однако это не совсем так. Договариваются до того, что немецкий самолет свалился на столицу как снег на голову. Но это не так. Тот же Мехлис в своей докладной записке № 2743сс, о которой в журнале «Родина» рассказал историк Михаил Мельтюхов, отметил вовсе не полный развал, а множество недостатков, а именно:

Немецкий самолет обнаружили, только когда он пролетел над советской территорией 29 километров. То есть немцы не пролетели незамеченными до Москвы. Их увидели, но не сразу на границе. И это совершенно верно было обозначено Мехлисом как бардак.

Несколько постов ВНОС на границе самолет не заметили, а на двух постах его приняли за двухмоторный ДС-3, что говорило о том, что персонал не знает силуэтов немецких самолетов, несмотря на то, что это является его прямой обязанностью.

А еще в ходе расследования выяснилось, что между аэропортом в Белостоке и штабом 4-й бригады ПВО, базировавшейся в том округе, была порвана телефонная связь. Причем порвана она была не перед вылетом, а уже почти полтора месяца, с 9 апреля. И гражданские никак не могли договориться с военными, кто должен телефонную линию починить. Конечно, после того, как об этом узнал товарищ Мехлис, а потом и товарищ Сталин, мигом нашлось ответственное ведомство, которое эту линию починило.

Конечно, «Юнкерс» не свалился на московский аэродром неожиданно. Более того, он постоянно находился на связи с советскими диспетчерскими службами и даже запрашивал у них промежуточную посадку в Белостоке, а потом в Смоленске. Но ему приказали лететь в Москву без посадок.

-3

А зачем вообще этот «Юнкерс» летел в Москву, раз никаких «писем Сталину» не было? Чего немцам там было надо?

А это не немцам было надо. Это нам было надо. Потому что когда у нас рассказывают, как перед войной товарищ Сталин гнал в Германию ценное стратегическое сырье, то забывают, что немцы точно также гнали нам станки, оборудование и даже технику, закупленную с целью изучения достижений вероятного противника. В числе закупленной техники было 10 самолетов «Юнкерс» Ju-52. И этот знаменитый самолет был четвертой машиной, поставленной в СССР в рамках заказа. Кстати, потом еще купленные немецкие самолеты прилетали почти вплоть до начала войны. Но таких инцидентов больше не было, потому что немцев обязали запрашивать коридор, а не договариваться о пролете с советским Торгпредством, как получилось в данном случае.

Впрочем, СНК обязал министра обороны Тимошенко провести проверку ПВО Западного особого округа и наказать виновных. 10 июня 1941 года вышел приказ №0035. Согласно этому приказу:

«…4. За плохую организацию службы ВНОС, отсутствие должного воинского порядка в частях ПВО и слабую подготовку личного состава постов ВНОС командующему Западной зоной ПВО генерал-майору артиллерии Сазонову, начальнику штаба 4-й бригады ПВО майору Автономову объявить выговор.
5. За самовольное разрешение пролета и посадки Ю-52 на московском аэродроме без поверки прав на полет в Москву начальнику штаба ВВС генерал-майору авиации Володину и заместителю начальника 1-го отдела штаба ВВС генерал-майору авиации Грендалю объявить замечание…»

Казалось бы, легко отделались. Но вместе с тем, 31 мая арестовали командующего ВВС Московского военного округа генерала Петра Пумпура. Точная причина его ареста на данный момент неизвестна. Но есть предположения, что его арестовали именно в ходе разбирательства по делу о пролете «Юнкерса». А дальше закрутилось. Следом арестовали Смушкевича, Штерна, Бергольца, Алексеева, Ионова. Рычагова арестовали на Курском вокзале 24 июня 1941 года, когда он срочно вернулся из Сочи с отдыха, так как началась война. Такое ощущение, что страна жила в каких-то параллельных реальностях – в одной уже намечался разгром в приграничном сражении, а в другом НКВД производило арест талантливого аса, оказавшего бездарным руководителем. Но ведь тот же Рычагов вполне мог пригодиться как летчик-ас на фронте. А вместо этого получил свою пулю без суда, по личному распоряжению Берии.

Прямой связи между полетом «Юнкерса» 15 мая 1941 года и последовавшим затем разгромом командования ВВС и ПВО по открытым документам не проглядывается. Но вместе с тем получается уж очень связанная история, когда из-за одной безалаберности выявилась другая, третья. Потом арестовали одного, применили, как тогда было принято, «меры физического воздействия», постарались выслужиться, выяснилось, что имело место быть не просто разгильдяйство, а антисоветский заговор… И понеслась. Махина государственного аппарата может остановиться только в том случае, если у нее есть хорошо смазанные тормоза правильной конструкции. В этом случае их не было. В результате бомбардировщики дрались без прикрытия, а командование ВВС было пущено в расход только потому, что запущенная махина не умеет вовремя остановиться.

-------

Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.