Найти тему
Легенды авиации

Легенды авиации. Ту-144. Часть 2

Оглавление

Добрый день! Это - продолжение статьи про сверхзвуковой авиалайнер Ту-144. Здесь я расскажу о том, как закончил свою летную жизнь этот самолет, где можно встретить его в повседневной жизни

Катастрофа Ту-144 в Ле-Бурже

На второй день (3 июня 1973 года) авиасалона в 15:19 UTC Ту-144 взлетает из аэропорта Ле-Бурже для проведения показательного полета. До него благополучно сел тот самый Concorde. Concorde выполнил только что невероятный трюк для самолета таких размеров и с такой скоростью: сел на ВПП, проехался по ней и резко взмыл в воздух.

Ту-144С совершил ряд манёвров, после чего сделал запланированный проход над полосой №30 на малой скорости во взлётно-посадочной конфигурации, то есть с выпущенными шасси и передним крылом. Около километра до торца ВПП, находясь на высоте около 190 метров, экипаж включил форсаж двигателей и начал набор высоты, убирая при этом шасси и переднее крыло. По достижении высоты 1200 метров самолёт вышел в горизонтальный полёт. В 15:29 Ту-144 начал входить в пикирование. На высоте около 750 метров самолет начали выводить из пике, выпуская при этом переднее крыло. Но через 5 секунд на высоте 280 метров и при скорости около 780 км/ч, когда перегрузки достигли 4,5—5 g, у самолёта оторвало консоль левого крыла (по одной из версий — обломком разрушившегося переднего крыла), Ту-144С совершил полубочку (просто заметим, что для авиалайнера это дело непозволительно), после чего из-за колоссальных нагрузок рассыпался в воздухе на части на глазах четверти миллиона зрителей. Горящие обломки лайнера рухнули на расположенный внизу городок Гуссенвиль. Обломки Ту-144 разбросало по территории 1000 на 500 метров, а в городке Гуссенвиль были разрушены 5 домов и ещё 20 повреждены. В катастрофе погибли все 6 человек, находившихся на борту Ту-144, а также 8 человек на земле, включая 3 детей. Ещё 25 человек на земле получили ранения.

Добавьте описание
Добавьте описание

Версий предпосылок катастрофы было несколько:

  1. Высока вероятность того, что руководитель лётных испытаний Владимир Бендеров в кабине не был пристегнут;
  2. В кабине находилась кинокамера «Bell & Howell», переданная французским телеканалом «RTFrufr», для которого Бендеров согласился сделать съёмку из кабины во время полёта (предпосылка к тому, что он мог выронить камеру);
  3. Близ Ту-144 находился истребитель Dassault Mirage IIIR, осуществлявший съёмку авиалайнера;
  4. В нижней части штурвала Ту-144 имелось углубление (куда могла упасть камера из пункта 2).

В официальном заключении вину за катастрофой фактически разделили поровну между Францией и СССР. Но там же присутствует строчка:

... комиссия по расследованию и советские эксперты пришли к заключению, что причины катастрофы должны быть объявлены неустановленными и дело закрыто.

Также исследования по делу катастрофы были засекречены, что привело к возникновению всяких слухов, догадок и альтернатив.

***

Ту-144 пережил (точнее, НЕ пережил) ещё одну катастрофу под Егорьевском в 1978 году. Надо добавить ещё разрушение двигателя (и невероятную посадку!!!) в 1980 году и пожар во время гонки двигателей в конце 1981 года.

Колоссальный расход топлива. Дороговизна обслуживания. Максимально допустимый налет планера (т.е. основы самолета), составляющий 500 часов налёта (сравнение - срок службы планёра Ту-134, спроектированного в то же время, ограничен 55 000 лётных часов, при 40 годах использования). В СССР нет класса богатых (в отличии от Запада и его Concorde), и поэтому уже упомянутая стоимость билета делает полет на Ту-144 роскошью. Все эти слагаемые вкратце объясняют, почему самолет не получил дальнейшего развития и через неделю после катастрофы под Егорьевском был снят с эксплуатации.

Тем временем Concorde - главный противник "Тушки" - пролетал в разных авиакомпаниях до 2003 года - он прекратил свои полеты из-за повышения цен на топливо.

В культуре

В фильме "Мимино" Георгия Данелия главный герой, Валико Мизандари, встречает в аэропорту Тбилиси своего однокурсника по летному училищу, теперь пилота Ту-144. Валико решает оставить свою работу, пилота вертолета местных авиалиний и уезжает в Москву, чтобы стать пилотом большой авиации и тоже летать на Ту-144.

Ту-144-ые стоят в разных музеях, в том числе - в знаменитом авиамузее под открытым небом в Монино. Кстати, там стоит борт из того самого "Мимино".

Ту-144 СССР-77106 и Су-25
Ту-144 СССР-77106 и Су-25

Ту-144 стал передовым самолетом для своего времени, обогнав Concorde и недостроенный Boeing-2707. Но он губил сам себя из-за множества факторов. Продержавшись на линиях Аэрофлота всего 3 года, 1 марта 1978 года полеты Ту-144 закрыты. Неизвестно, как сложилась бы судьба такого самолета в России в наше время, но одно можно сказать точно -

Ту-144 - легенда советской авиации.