5 лет назад мы с подругой работали на украинском телевидении в утренней передаче. Я редактировала рубрику об успешных предпринимателях, а она консультировала дизайнеров одежды, как бренд-стратег.
Примерно на стыке наших занятий появилась идея развить площадку, на которой молодые украинские дизайнеры могли бы находить клиентов, выставлять и продавать свои работы.
Это называется fashion-маркет. Он существовал в Киеве, но мы решили создать его в родном Днепре. Идея была рискованной, так как Днепр не такой большой, как Киев, но задумка удалась.
О первых затратах
Денег, разумеется, не было, как и инвестиций со стороны. На организацию первого маркета мы направили свои зарплаты. Получилось около 1000 $.
Мы купили стартовое торговое оборудование, стойки для одежды. Всех потенциальных участников мероприятия обзванивали лично. Мало кто верил в нашу идею. Те, кто обладал хоть какой-то известностью, предпочитали вежливо отказывать: «Мы придём на второе мероприятие, если первое будет иметь успех».
Опыт журналистики помогал использовать различные техники убеждения. Мы обещали бесплатное освещение мероприятия в СМИ, приглашение звёзд и комфортные условия для участников.
Первопроходцев сперва было немного, но мало-помалу мы набрали 42 человека. На выбранной локации, это чуть ли не предельное число. Нам удалось заинтересовать 10 телеканалов и более 1500 гостей!
О раскрутке идеи
Далее всё начало происходить очень быстро! Проведение маркетов стало постоянным, участников было всё больше, а гостей всё меньше. Совмещать работу и мероприятия было невозможно, и с телевидения мы ушли.
Пресса, журналисты и телевидение уже выставляли нам прайс. Если бы не реклама в интернете и множество восторженных отзывов, думаю, мы бы не выдержали!
За 4 года в нашем активе скопилось больше 80 маркетов, на которых было от 80 до 1500 гостей. За эти годы с нами сотрудничало более 3000 дизайнеров со всей Украины, а мероприятия посетили 500 000 человек!
В 2020 году наша деятельность свелась к двум направлениям: первое, проведение маркетов и выставок, организация украинских стендов на международных выставках (например, в Польше или Эстонии), и второе, агентство по развитию локальных брендов.
На базе агентства мы проводим курсы для молодых дизайнеров и предпринимателей в fashion-индустрии. Они посвящены маркетингу, идеям, коммуникациям и всему, что может помочь освоиться юным дарованиям.
О коронакризисе и инстамаркете
Конечно, covid-19 нанёс нам серьёзный ущерб. Консалтинг сразу перешёл в онлайн, что ударило по нашим доходам, но в целом, не повлияло на нашу деятельность.
А вот выставки и маркеты пришлось приостановить. За это время у нас уже была серьёзная репутация. К нам звонили из-за рубежа и спрашивали: «Когда ближайшее мероприятие?».
Мы долго гадали, как можно перенести настоящую красочную ярмарку в онлайн и, кажется, нашли решение. Нам помог Instagram. Ночью мы согласовали идею, а уже с утра у нас был аккаунт, и началась регистрация брендов.
Онлайн-маркет – рискованная затея. Без устоявшейся репутации у вас ничего не выйдет. Наш проект сумел завоевать доверие и вырос за считанные недели. Сегодня он полностью самоокупаем, дизайнеры платят нам за размещение своих идей, а пользователи могут их приобрести. Сейчас в нём более 120 брендов и 1500 товаров.