Скинули мне сегодня историю из Дзена " У всех детей были собаки, а у меня нечто особенное". Несмотря на шуточный характер публикации, коллеги пишут об очень серьезном явлении.
Действительно, раньше о домашнем питомце мечтали все дети.
Это было настолько распространенное желание, понятное каждому советскому ребенку, что о нем снимали мультфильмы:
· Разрешите погулять с вашей собакой (1984)
Не обошли этот сюжет стороной и авторы мультсериалов
Трое из Простоквашино (1978) и Малыш и Карлсон (1968)
Почему же советские дети очень хотели завести собаку, а современные - относятся к домашним животным почти равнодушно?
Спросите у выросшего ребенка 70-80- х, зачем ему нужна была собака? Что он хотел с ней делать? Вероятно, ответ будет крутится вокруг "заботиться, выгуливать, дрессировать, обнимать, разговаривать". Собаку хотели, чтобы любить. Чтобы обрести родственную душу. Чтобы был верный и преданный друг.
Дети 70-80 росли в трудное время. Их родители пропадали на работе, вели быт в трудных условиях. Понимание процесса воспитания и педагогические семейные традиции отличались от современных. Редкостью были многодетные семьи, но часто встречались семьи с единственным ребенком (помните популярную песню 1981 года с припевом "У меня сестренки нет, у меня братишки нет"?).
Дети были фактически заброшены и росли, «как в поле цветочки». Чувство внутреннего одиночества, потребность в любви, ласке и душевной близости сопровождало их все время, не смотря на старания октябрятской организации. Именно эти чувства отражены в мультфильмах.
Сейчас эти дети выросли, уже давно сами стали родителями и ударились в противоположную крайность. Они хотят, чтобы у их детей было все, чего были лишены они, боятся повторить ошибки своих родителей, и поэтому всё свое время уделяют детям. А времени у них больше, потому что не надо стоять в очередях за дефицитом и можно работать из дома. Да и быт стал несравненно легче. Их дети растут совершенно в других условиях. Уж чего-чего, а внимания (хотя бы в форме контроля) у них достаточно. И они больше не хотят собаку. Они хотят айфон, потому что это не только статус и возможность влиться в группу ровесников, но и внимание, общение, и шанс получить "лайк" - признание в любви.
Купить собаку уже предлагают родители. Чтобы дети гуляли, занимались, учились ответственности и дисциплинированности. Т.е. домашнее животное из мечты медленно превращается в наказание. Причем чаще всего для родителей, которые в итоге и выгуливают, и кормят, и дрессируют.
Любовь нельзя навязать. Собака не должна заменять родителей. Если ребенок просит домашнее животное - это повод задуматься, какие чувства им руководят. Наличие домашнего животного хорошо сказывается на развитии ребенка, но переоценивать это влияние не стоит.
Вдохновившую меня публикацию можно прочитать здесь:
"У всех детей были собаки, а у меня нечто особенное".
_________________________________
Психолого-педагогическая помощь в воспитании детей. Запись: 8-906-288-05-55 (WhatsApp, Viber). Консультации он лайн/чат