Найти тему
Алексей Коновалов

Журнал "Крокодил" за июнь 1941 года. Пророческие карикатуры первого месяца войны.

 Обложка журнала "Крокодил" за июнь 1941 года.
Обложка журнала "Крокодил" за июнь 1941 года.

Здравствуйте, друзья. Интересно иногда полистать старые журналы и газеты? А тем более издания, вышедшего во времена великих исторических событий? Сатирический журнал "Крокодил" увидел свет ещё до образования СССР, и всё это время был самым любимым печатным изданием советских граждан. Как начало войны запечатлелось на страницах любимого журнала?

-2

Под этой иллюстрацией художника Генриха Валька представлено стихотворение "в тему":

Я рад. Мне не за что сердиться.
И это хорошо, и то.
Хотя у горняка сто тридцать
А у другого—только сто.
Стахановец в военном деле
Работает он на пределе.
Отсутствует в работе брак.
Из ста возможных,
В самом деле,
Все сто и получает враг!

Для тех, кто не помнит СССР, наверно, непонятно, что это за числа: сто, сто тридцать, кто это: стахановец? Сто и сто тридцать—это процентное соотношение норм выполнения производственного плана при плановой экономике, принятой в социалистическом обществе. Сто процентов—полное выполнение производственного плана, сто тридцать— значительное перевыполнение, почти на треть. Стахановец—последователь шахтёра Алексея Стаханова, перевыполняющий производственную норму. Суть плаката в том, что воевать надо тоже по-стахановски, как до этого работал на шахте.

А вот новости из дурдома:

-3

—Не понимаю, герр Мюллер, почему вы так гордитесь своей болезнью—обыкновенная мания величия.
—Вот-вот! Значит, я болен одной болезнью с самим фюрером!

Как я понимаю, Мюллер здесь не персонаж "Семнадцати мгновений весны", а обыкновенный сумасшедший немец. Художник Аминадав Каневский этой карикатурой хотел подчеркнуть массовую истерию в немецком обществе, вызванную культом личности Гитлера.

А вот ещё новости из Германии:

-4
—Гитлер обещал провести нас по всему миру...
—Ну что ж! Эти обещания он полностью выполнил: германский народ действительно пущен по миру.

Очень справедливое и пророческое замечание! После войны само существование Германии стояло под вопросом. Более подробно можно прочитать об этом здесь. Художник Алексей Радаков как в воду смотрел.

Следующее пророческое изображение:

-5
Из сводки германского штаба:
"Наши войска тесно сомкнутыми рядами вступили в Киев"

Художник Борис Ефимов прямо таки смог взглянуть в будущее, вот только с датами ошибся: данная иллюстрация актуальна не в связи с Киевом 41-го, а со Сталинградом 43-го, но художник об этом, естественно, тогда не знал.

Художник Леонид Сойфертис видел наступление немецких войск так:

-6
В фашистском штабе:
—Ну, как идёт наступление?
—Так энергично, что мы буквально сбились с ног.

Да уж, конечно, как в Европе, победной поступью, чеканя шаг, здесь у вас пройти не получится!

Художник Виталий Горяев видел начало войны так:

-7
—Я нашёл дорогу, по которой можно подобраться к советской границе.
—Ну, это ещё полдела: срочно найдите дорогу, по которой можно будет оттуда выбраться.

Умный генерал. И совет дал хороший. Жаль, что им не воспользовались.

Художник с говорящей фамилией, Борис Пророков, изобразил, как советские воины с "подарками" встречают немецко-фашистских "гостей":

-8
—Фашисты хотят наших чёрных и цветных металлов? Ну что ж! Сейчас они получат и сталь, и свинец!

Да уж, "гостям" с лихвой хватило и того и другого.

До свидания, друзья. До встречи на канале. Не забывайте ставить лайки, подписываться и оставлять комментарии. Всего хорошего, не болейте!