Здравствуйте, друзья. Интересно иногда полистать старые журналы и газеты? А тем более издания, вышедшего во времена великих исторических событий? Сатирический журнал "Крокодил" увидел свет ещё до образования СССР, и всё это время был самым любимым печатным изданием советских граждан. Как начало войны запечатлелось на страницах любимого журнала?
Под этой иллюстрацией художника Генриха Валька представлено стихотворение "в тему":
Я рад. Мне не за что сердиться.
И это хорошо, и то.
Хотя у горняка сто тридцать
А у другого—только сто.
Стахановец в военном деле
Работает он на пределе.
Отсутствует в работе брак.
Из ста возможных,
В самом деле,
Все сто и получает враг!
Для тех, кто не помнит СССР, наверно, непонятно, что это за числа: сто, сто тридцать, кто это: стахановец? Сто и сто тридцать—это процентное соотношение норм выполнения производственного плана при плановой экономике, принятой в социалистическом обществе. Сто процентов—полное выполнение производственного плана, сто тридцать— значительное перевыполнение, почти на треть. Стахановец—последователь шахтёра Алексея Стаханова, перевыполняющий производственную норму. Суть плаката в том, что воевать надо тоже по-стахановски, как до этого работал на шахте.
А вот новости из дурдома:
—Не понимаю, герр Мюллер, почему вы так гордитесь своей болезнью—обыкновенная мания величия.
—Вот-вот! Значит, я болен одной болезнью с самим фюрером!
Как я понимаю, Мюллер здесь не персонаж "Семнадцати мгновений весны", а обыкновенный сумасшедший немец. Художник Аминадав Каневский этой карикатурой хотел подчеркнуть массовую истерию в немецком обществе, вызванную культом личности Гитлера.
А вот ещё новости из Германии:
—Гитлер обещал провести нас по всему миру...
—Ну что ж! Эти обещания он полностью выполнил: германский народ действительно пущен по миру.
Очень справедливое и пророческое замечание! После войны само существование Германии стояло под вопросом. Более подробно можно прочитать об этом здесь. Художник Алексей Радаков как в воду смотрел.
Следующее пророческое изображение:
Из сводки германского штаба:
"Наши войска тесно сомкнутыми рядами вступили в Киев"
Художник Борис Ефимов прямо таки смог взглянуть в будущее, вот только с датами ошибся: данная иллюстрация актуальна не в связи с Киевом 41-го, а со Сталинградом 43-го, но художник об этом, естественно, тогда не знал.
Художник Леонид Сойфертис видел наступление немецких войск так:
В фашистском штабе:
—Ну, как идёт наступление?
—Так энергично, что мы буквально сбились с ног.
Да уж, конечно, как в Европе, победной поступью, чеканя шаг, здесь у вас пройти не получится!
Художник Виталий Горяев видел начало войны так:
—Я нашёл дорогу, по которой можно подобраться к советской границе.
—Ну, это ещё полдела: срочно найдите дорогу, по которой можно будет оттуда выбраться.
Умный генерал. И совет дал хороший. Жаль, что им не воспользовались.
Художник с говорящей фамилией, Борис Пророков, изобразил, как советские воины с "подарками" встречают немецко-фашистских "гостей":
—Фашисты хотят наших чёрных и цветных металлов? Ну что ж! Сейчас они получат и сталь, и свинец!
Да уж, "гостям" с лихвой хватило и того и другого.
До свидания, друзья. До встречи на канале. Не забывайте ставить лайки, подписываться и оставлять комментарии. Всего хорошего, не болейте!