«Парад» гипотез пройдет от общеизвестных до весьма оригинальных, для некоторых из вас – неожиданных. Все версии предназначения геоглифов (а их набралось 14) я попыталась систематизировать и определила их в 9 блоков-гипотез.
В мире ещё много нераскрытых тайн. Одни мы раскрываем, даже через много-много лет, к другим только подходим, третьи ждут своего часа... Более того, раскрывая одну, мы часто сталкиваемся с другой, словно попадаем в «таинственный фрактал», или раскрываем «матрёшку», в которой очень много других «матрёшек», или решаем головоломку а-ля «Цикада 3301».
Древние геоглифы – это супер-тайна, всё величие которой можно увидеть только с высоты. Раскрыв эту тайну, мы, возможно, придвинулись бы ближе к разгадке возникновения человеческого языка и жизни на Земле.
Что это за язык–шифр–код? О чем он говорит? Какую смысловую нагрузку несёт? Над этой загадкой учёные бьются давно. Чем больше учёных пытается раскрыть эту тайну, тем ближе мы подходим к «заветному ключику». Благодаря математикам, в частности, Марии Рейхе, посвятившей этой тайне почти 40 лет, удалось открыть то, что невозможно было увидеть сквозь «гуманитарные очки» историков и археологов. Тайна предназначения геоглифов и их создателей, как оказалось, лежит под ногами, но не лежит на поверхности...
Большое количество гипотез объясняется, возможно, тем, что выборка геоглифов нерепрезентативна: часть геоглифов – это «каркас» одной гипотезы, часть геоглифов – другой и т.д. Общей картины не получается. Гипотезы-пазлы пока не собираются воедино.
«Так что же это… такое – Наска?.. Наска – это вроде сотни ударов грома по рассудку. Если бы глаза умели кричать, они бы это делали в Наске. Послание Наски завуалировано и запутано, любая теория о ней противоречива… Этот пейзаж кажется необоснованным, неразрешимым, бессмысленным и сдвигающим мозги набекрень» (Эрих фон Дэникен).
🟦 Гипотеза 1: астрономическая (астрологическая)
Здесь мы рассмотрим две версии под зонтичным термином «астрономическая гипотеза».
🔹 Геоглифы – звёздная карта
Согласно этой гипотезе, геоглифы – это большая звёздная карта, это своеобразные «обсерватории» для высокоразвитой цивилизации, мыслившей планетарными масштабами. Весь макрокомплекс (по мнению М. Рейхе) плато Наска был ориентирован на решение разнообразных астрономических или, возможно, астрологических задач.
Геометрические фигуры показывают положение созвездий, а геоглифы-животные отражают положения планет и символизируют различные созвездия.
Например, геоглиф в виде паука олицетворяет созвездие Ориона, причем, тонкая «талия» паука, предположительно, изображает три звезды Пояса Ориона. Фигура обезьяны — созвездие Большой Медведицы.
Какие ещё есть подтверждения в пользу астрономической гипотезы? Одно из весомых подтверждений — это сложнейшая математика, которая буквально «пропитывает» геоглифы Наска и Пальпа, что землянам в те времена не было доступно, учитывая размеры геоглифов.
Необъяснимо, но факт: некоторые учёные отмечают, что если соединить все центры геоглифов, то получаешь фигуру, подобную предыдущим. Если ещё пару раз соединить центры уже новых фигур, то получаешь совершенно ровные пропорции — 4:5:6:7. Некоторые учёные отождествляют их с порядковыми номерами планет (Марс, Юпитер, Сатурн и Уран) — часть Солнечной системы.
Или вот так:
🔹 Геоглифы – гигантский астрономический календарь
Гипотеза основывается на данных, полученных при изучении старых геоглифов Наска и аналогичных структур на плато Чинчи в Боливии. Их изучение показало, что эти рисунки представляли собой своеобразный календарь, по которому индейцы, скорее всего, определяли время года и наступление различных религиозных праздников.
Странная спираль, называемая «Солнечными часами», возможно, помогала определить дни равноденствий и солнцестояний.
🟦 Гипотеза 2: ритуальная (культовая)
Эзотерика и поклонение идолам, как известно, – характерная черта древних времён. Геоглифы, возможно, были частью древних ритуалов, т.к. в местах пересечений линий были найдены груды камней, напоминающие жертвенники. В частности, древние могли поклоняться богам дождя. Цивилизация Наска, предположительно, вымерла именно по причине изменения климата, постепенно высушившего плодородные ранее земли.
Ещё один аргумент в поддержку культовой гипотезы – многие из этих геоглифов, как отмечают учёные, похожи по своему начертанию на узоры, которыми покрыты многие ритуальные керамические сосуды и некоторые ткани древних инков и прочих индейцев Перу. Вдобавок, обломки подобной посуды, а также прочих религиозных артефактов были найдены рядом с этими геоглифами.
🟦 Гипотеза 3: инопланетная
В «инопланетный» блок гипотез можно включить три версии:
🔹 Геоглифы – сообщение, оставленное инопланетной цивилизацией
Что нам хотела сказать инопланетная цивилизация языком геоглифов? Сохранилось много артефактов-свидетельств о том, что древняя высоко развитая цивилизация действительно обладала очень хорошими знаниями нашей Солнечной системы. См. про астрономическую гипотезу выше ⤴.
Такими точными знаниями люди того времени на нашей планете обладать не могли, а если и обладали, то встаёт вопрос: откуда у древних были такие знания? Один из артефактов, указывающий на это, так называемый «Дрезденский кодекс» майя, содержащий такие детальные и точные сведения по движению Луны и Венеры, какие индейцы майя сами получить никак не могли.
Так, например, согласно современным астрономическим измерениям, так называемый синодический месяц (период полной смены фаз Луны), равен 29,5305882 суток (или «дней»).
Данные же «Дрезденского кодекса» по циклам нашего спутника дают значение 11960/405 = 29,5308642. Погрешность (меньше секунды) составляет всего 0,00093 процента! Фантастический факт. По Венере точность чуть хуже, но тоже фантастическая – 0,0137%, то есть менее полутора сотых долей процента!
Если придерживаться версии, что эта цивилизация имела инопланетное происхождение, и полеты между звёздами для нее были делом обычным, то в умении так точно определять движение небесных тел нет абсолютно ничего удивительного.
В этой связи возникает другой вопрос: зачем инопланетная цивилизация исписала – исчертила и изрисовала – плато Наска и Пальпа? Она могла это сделать гораздо более простым способом, что и показывает тот же «Дрезденский кодекс». Пока загадка.
Больше всего поражает точность изображений. Благодаря математикам, эта космическая гипотеза имеет строго математическое обоснование. «Замороженная математика» пока нами, землянами, до конца не считывается. Фотографии ниже вам не напоминают компьютерную графику?
Эрих фон Дэникен, возможно, был прав, когда говорил, что геоглифы не только обращены к небесным зрителям, но и созданы ими. Индейцы местных культур Наска и Паракас явно не имеют никакого отношения к этим небесным зрителям. Для чего эти послания созданы ими и какую информацию они несут нам, землянам? Пока загадка.
И ещё один момент, подмеченный Игорем Алексеевым, также занимающимся разгадкой этой тайны. И. Алексеев, экспериментируя с кривыми Безье (математики знают), при прорисовке геоглифа-«Пеликана» – огромного геоглифа, занимающего площадь 280 на 400 метров, обнаружил довольно странную деталь, подтверждающую инопланетную гипотезу геоглифов.
«Единственный рисунок, который из-за своих размеров и идеальных линий выглядит на прорисовке абсолютно так же, как и в пустыне (и на эскизах древних, соответственно). Называть это изображение пеликаном не совсем корректно. Длинный клюв и нечто, похожее на зоб ещё не означает пеликана. Древние не обозначили главную деталь, что делает птицу птицей – крылья. Это изображение нефункционально со всех сторон. Ходить по нему нельзя – оно не замкнуто. Да и как на глаз попадать – опять прыгать? С воздуха рассматривать в силу специфичности деталей неудобно. С линиями оно тоже особо не сопрягается. Но, тем не менее, сомнений нет, этот объект создавался намеренно – гармонично смотрится, идеальная кривая уравновешивает трезубец (судя по всему, поперечный), клюв сбалансирован расходящимися прямыми позади. Я не мог понять, почему от этого рисунка остаётся ощущение чего-то очень необычного. А всё очень просто. Мелкие и тонкие детали разнесены на значительное расстояние, и чтобы понять, что перед нами – мы должны переводить взгляд с одной мелкой детали на другую. Если же отодвинуться на значительное расстояние, чтобы охватить рисунок целиком, то вся эта мелкота как бы сливается, и смысл изображения теряется. Такое ощущение, что этот рисунок создавался для восприятия существом с другим размером «жёлтого» пятна – зоны наибольшей остроты зрения в сетчатке глаза. Так что если какой рисунок и претендует на неземную графику – то наш пеликан – первый кандидат». (И. Алексеев, «Геоглифы Наска. Некоторые наблюдения»)
Ещё детали, «питающие» инопланетную гипотезу геоглифов с зашифрованным текстом для землян, – это окружности, которые имеют идеальную форму. Можно, конечно, теоретически допустить, что древние мастера могли идеальные окружности нарисовать сами, используя обычную верёвку и вбитый в землю колышек (в руки бралась верёвка, привязывалась к нему, и человек рисовал на земле идеальную круглую линию). Все бы ничего, так могло бы и быть, если бы не грунт плато, который геоглифы нам оставил, а следы и орудия труда древних людей – нет. Выходит, геоглифы рисовались кем-то сверху.
Наличие странных человечков среди геоглифов тоже несёт смысловую нагрузку – кто кого рисовал или это подпись создателей геоглифов? Пока загадка.
🔹 Геоглифы – инопланетное сканирование местности
Эта версия в рамках инопланетной гипотезы предполагает, что линии и рисунки нарисованы с большой высоты – только в этом случае они могли быть такими идеально ровными. Также предполагается, что была использована компьютерная программа, которая могла нарисовать столь идеально выверенные фигуры.
Возможно, инопланетные существа брали пробы грунта, о чём говорят зигзаги и спирали. Толстые линии могут говорить о сборе полезных ископаемых с поверхности. Например, в камнях на поверхности пустыни присутствует железная руда. Но почему геоглифами «усеян» так плотно только этот участок земли? Что сканировали именно здесь? Пока загадка.
🔹 Геоглифы – космодром для инопланетных кораблей
Большую популярность в своё время приобрела версия, суть которой в том, что древние люди контактировали с высаживавшимися на Земле инопланетянами, а после их отбытия с планеты начали делать рисунки, которые хорошо видны с неба, чтобы снова призвать «небесных богов».
Как и у любой гипотезы, у этой версии тоже есть свои аргументы. По предположениям специалистов, рисунки представляют собой разметки для инопланетных кораблей – взлётно-посадочные полосы. В подтверждение этой версии уфологи приводят аномалии плато. В частности, в нескольких точках плато Наска стрелки компаса «сходят с ума», а в некоторые дни фотосъемка фигур с воздуха не даёт результатов — плёнки после проявки покрываются пеленой, даже если снимают одновременно разными камерами.
За эту версию говорит и тот факт, что именно в твёрдых горах Пальпа полосы представляют из себя не снятие пары десятков сантиметров с поверхности грунта, а как будто вершину горы намеренно срезали и выровняли.
Только мы уже говорили выше ⤴, что никаких следов древних людей рядом с геоглифами не отпечаталось, да и слишком много сложной математики и других свидетельств, указывающих на то, что местным жителям того времени делать это было не под силу.
Зачем такое количество «взлётно-посадочных полос», почему их много в таком вязком грунте, и зачем тогда рисунки и зигзаги, помимо самих полос? Пока загадка.
🟦 Гипотеза 4: библейская
В Ветхом Завете, конкретно в книге Бытие написано о событии, когда ангелы небесные спустились на землю и смешались с дочерьми Каина. В результате этого появились некие исполины-полубоги. Если верить геологам, эти исполины были огромного роста – до десяти метров. Такие высокие люди могли создавать геоглифы.
Эти полулюди-полубоги обладали большей информацией, нежели обычные люди, потому что они были ближе к богу, они появились от ангелов, и, как пишет Библия, была связь между родителями (т.е. ангелами) и детьми, и ангелы передавали эту информацию.
Библия говорит и о том, что эти полубоги-исполины начали перетягивать местный народ на себя и пропагандировать идолопоклонство. Каким образом идолопоклонство могло идти в массы? Ответ очевиден – создавая некие картины-чудеса. Известно, что в некоторых местах есть пески, а как следствие – песчаные бури. Однако эти песчаные бури не засыпают эту поверхность. Специальным образом на темных камнях размечена в 40 сантиметров глубиной линия белого цвета. И это физика: темный цвет нагревается сильнее, белый – слабее. Соответственно, создаётся некое движение, что она остаётся чистой все время. Это нужно было рассчитать. Библейская, ритуальная и «инопланетный» блок гипотез, на мой взгляд, связаны между собой.
🟦 Гипотеза 5: топографическая
«Топографический» блок включает три версии:
🔹 Геоглифы – это карта нашей планеты
Эту версию предлагает Владимир Бабанин. Широкие полосы могут указывать на этой «карте» на центры древних цивилизаций, а рисунки животных и другие фигуры могут содержать образную информацию о конкретных местах Земли, в том числе и об исчезнувших материках – Атлантида, Пацифида и Лемурия.
Окончания десятка линий действительно вписываются в контур северо-западного побережья Африки. Но это современный контур (!). Буквально 10-15 тысяч лет назад, согласно известным данным, уровень Мирового океана был на 100-150 метров ниже современного, соответственно, контур береговой линии Африки (по крайней мере со стороны Средиземного моря) был совершенно иным.
🔹 Геоглифы – это карта местности
Археолог Хосе Ланчо увидел в таинственных рисунках гигантскую карту местности, которая вела к жизненно важным местам, например, к подземным источникам воды.
🔹 Геоглифы – «дорожные храмы» инков
Геоглифы построены на пересечениях важных дорог древнего Перу и могут являться «путевыми знаками» инков.
Загадочные каменные конструкции, построенные на перекрестках древних дорог, могли служить своеобразными «дорожными часовнями» для древних инков и прочих жителей Анд, желавших безопасно достичь цели своего путешествия.
🟦 Гипотеза 6: ирригационная система
Это самая «свежая» гипотеза из существующих на сегодняшний день. Команда исследователей во главе с инженером Карлосом Хермидой утверждает, что тайна, наконец, раскрыта. Анонсируя новое исследование, Хермида заявил, что линии плато Наска служили сложной системой оросительных каналов.
Согласно новому исследованию, геоглифы были созданы с использованием «доинкской» техники сбора воды. Исследователи проанализировали геоглифы с помощью спутниковых снимков, создав своеобразную мозаику из 3750 фотографий. «Мозаика» состоит из 75 строк и 50 столбцов и охватывает площадь около 2500 квадратных километров. Авторы работы полагают, что эта сложная система орошала бесплодную теперь пустыню, контролируя поток воды в регионе с меняющимся уровнем влажности.
🟦 Гипотеза 7: Письмо людей к Богам-пришельцам
Геоглифы – это письмо-SOS людей к Богам-пришельцам.
Тот факт, что геоглифы по своему внешнему виду разные (рисунки, линии и пр.), они могут напоминать нам современный текст-сообщение, где есть слова, которые чередуются смайликами и эмодзи. Линии/ зигзаги – это специфические слова на плато, а рисунки-фигуры – древние смайлики и эмодзи. Весь макрокомплекс – это особые древнейшие иероглифы, которые в связке дают нам текст.
Действительно, чтобы обозначить место для посадки, к примеру, космолёта, достаточно было бы одного большого рисунка – точку для навигатора, и это не обязательно должна была быть фигура. А чтобы написать текст, нужно много рисунков. Если каждый знак – это слово, как в иероглифах, то перед нами послание.
Все могло складываться так: прилетали Боги, организовали колонию по добыче полезных ископаемых, передали людям знания и улетели.
Со временем жизнь древних стала ухудшаться и решили жители обратиться к Богам-пришельцам, стали писать письма, просить о помощи.
🟦 Гипотеза 8: демографическая
Эта гипотеза весьма оригинальна. У жителей плато Наска периодически возникал дефицит провизии вследствие климатических условий (засухи и неурожая). Проблема решалась просто: правители Наска, чтобы снизить рождаемость, приказывали индейцам рисовать линии. После такого адского труда по созданию геоглифов рождаемость, естественно, падала, и проблема решалась.
🟦 Гипотеза 9: «ткацкий станок»
Эта гипотеза предназначения геоглифов не менее оригинальна, чем предыдущая ⤴. Некоторые историки придерживаются относительно парадоксальных и в то же время утилитарных точек зрения: по их мнению, жители Наска использовали фигуры и линии в качестве гигантского ткацкого станка для плетения саванов. Они становились на нарисованные ими же линии, воссоздавая тем самым гигантский ткацкий станок.
Резюмирую словами Игоря Алексеева:
Хаос геоглифов лишь кажется нам бессмысленным. За ним есть определенная система. Но в основе этой системы лежит недоступная нам ныне логика. Ведь если «первичные» геоглифы создавала некая высоко развитая цивилизация, то она могла использовать и неизвестную нам геометрию и математику. И нельзя исключить, что там, где мы, опираясь лишь на привычную геометрию Евклида (с которой знакомимся ещё в школе), не видим никаких закономерностей, могут проявиться закономерности при использовании совсем другой, более сложной геометрии. Может, здесь надо привлечь математиков и геометров, сведущих именно в высшей, нетривиальной математике?.. Может быть, они там что-то увидят?.
Для того, чтобы найти решение загадки геоглифов, их нужно рассматривать вместе с целой массой других, казалось бы, совершенно посторонних фактов. Отрывать геоглифы от всей остальной истории нельзя.
Только не той истории, которая прописана в учебниках. А истории, отвергаемые современной академической наукой, но находящей колоссальное количество подтверждений как в виде реальных артефактов (как бы их ни отвергали археологи и историки), так и в древних легендах и преданиях (сколько бы их те же историки и археологи не списывали на пустые фантазии наших предков).
Удастся ли нам когда-нибудь разгадать все тайны геоглифов?.. Не знаю.
Пока ясно лишь одно – нельзя замыкаться в рамках какой-то одной версии. И уж тем более нельзя пренебрегать реальными фактами в угоду какой-то заранее выбранной гипотезы.
Если факты указывают на то, что геоглифы на плато Наска, Пальпа и в других регионах создавались разными «авторами», то и смотреть на это дело надо в динамике – учитывая развитие процесса во времени (которое вовсе не обязательно должно оказаться именно развитием от простого к сложному). Нужно отделять одних «авторов» от других. И с учётом этого главным вопросом в попытках разобраться в хаосе рисунков на земле, становится вопрос – кто что из этого создавал. Сваливая все в одну кучу, в тайне геоглифов уж точно не разобраться…