Важное место в транспортной системе страны занимает речной транспорт, поскольку речная трасса значительна по протяженности и огибает многие российские города, а себестоимость перевозок не высокая.
Речной транспорт конкурирует, в первую очередь, с железнодорожным, поскольку функции их по перевозкам схожи. Эксплуатация речных судов выгодна при отсутствии возможности воспользоваться другим типом транспорта в регионе или удачном речном сообщении между областями. С каждым годом всё большее количество речных судов выводят из эксплуатации из-за плохого технического состояния.
Направления инноваций на речном транспорте:
- реновация судов, их модернизация и ремонт на судоремонтных производствах;
- пополнение речного флота новыми судами, преимущественно российского производства, для привлечения инвестиций в отрасль;
- форсированное выведение из эксплуатации устаревших судов, ужесточение мер касательно использования в эксплуатации таких судов;
- модернизация системы управления речного флота, проведение переквалификации среди сотрудников.
Интересны проекты по возобновлению производства экранопланов, прекратившегося в начале 1990-х годов. Экраноплан принадлежит к классу морских судов. Аппарат способен скользить над водной или земной поверхностью, используя экранный эффект (подъемная сила обеспечивается набегаемым потоком воздуха, который нагнетает давление под кораблем).
Область использования экранопланов - водные пути, и, следовательно, речной и морской транспорт. Экранопланы могут использоваться в качестве пассажирского, грузового, спасательного, делового, патрульного, связного и т.п. всесезонного транспорта.