Найти в Дзене

Верно ли, что действие — это следствие мысли?

А какая альтернатива? Пожалуй, лишь бихевиоризм. Стимул создаёт реакцию, всё по Павлову: колокольчик звенит - слюна выделяется. Если применить к человеку, то же: мышление в формировании поведения роли не играет, только условные и безусловные рефлексы. Схема настолько простая и примитивная, что сами бихевиористы со временем были вынуждены её дополнять и уточнять, поскольку как минимум человеческое поведение никак не укладывалось в столь топорную модель.
А какая альтернатива? Пожалуй, лишь бихевиоризм. Стимул создаёт реакцию, всё по Павлову: колокольчик звенит - слюна выделяется. Если применить к человеку, то же: мышление в формировании поведения роли не играет, только условные и безусловные рефлексы. Схема настолько простая и примитивная, что сами бихевиористы со временем были вынуждены её дополнять и уточнять, поскольку как минимум человеческое поведение никак не укладывалось в столь топорную модель.

А какая альтернатива? Пожалуй, лишь бихевиоризм - методология исследования поведения животных и человека, которая в общем предполагает, что изучать нужно и возможно лишь поведение, сознание - это "чёрный ящик" и потому просто оставим его за скобками (не вникаю сейчас в тонкие различия между направлениями бихевиоризма, который значительно изменился к настоящему времени с момента своего возникновения). Стимул создаёт реакцию, всё по Павлову: колокольчик звенит - слюна выделяется. Если применить к человеку, то же: мышление в формировании поведения роли не играет, только условные и безусловные рефлексы. Схема настолько простая и примитивная, что сами бихевиористы со временем были вынуждены её дополнять и уточнять, поскольку как минимум человеческое поведение никак не укладывалось в столь топорную модель.

Как психолог, во многом сформировавшийся в русле НЛП, процитирую одного из его создателей - Джона Гриндера:

Бихевиорист, в силу самих ограничений философии науки (логический позитивизм), из которой выводится его система, ограничен в своих вмешательствах манипуляцией внешними переменными, то есть переменными, относящимися к окружению. Исторически эти переменные описываются такими терминами как подкрепление, совпадение, темп угасания и т.д., и применение их в самом деле было спасительным и желательным сдвигом по сравнению с интерпретирующими системами так называемых терапий инсайта (insight therapies). Однако за это приходилось платить чрезмерную цену. Черный ящик был закрыт. Более конкретно, для любой системы изменения с этим ограничением буквально прегражден доступ к внутренним структурам человека, подвергаемого процессу изменения (клиента). Поэтому бихевиористы не могут объяснить, каким образом конкретные восприятия и мысленные карты их клиентов (внутренние переменные) приводят у разных клиентов к различным реакциям на одну и ту же манипуляцию внешними переменными. Такие системы оказываются не столь эффективными, как системы, способные принимать во внимание эти внутренние структуры. Такие системы не способны разумно реагировать на то обычное обстоятельство, что «один и тот же» опыт, определенный в терминах окружения, вызывает у разных людей самые различные реакции.

(Джон Гриндер, Кармен Бостик Сент-Клер, "Шёпот на ветру").

Существует огромное количество наблюдений и экспериментальных доказательств как минимум влияния мышления человека на его поведение, лично я считаю, что свобода воли - это полное слияние мысли и действия, такое состояние тела / психики, которое можно назвать магическим действием. Оно является конечной целью религий (назовём это здесь просветлением), древних мистических и эзотерических учений. Это не дано каждому человеку, но может быть приобретено в процессе практики. Мы не обречены быть биороботами, действующими по заложенным природой и воспитанием программам, мы способны к самопрограммированию, об этом говорит мой опыт работы над собой и с клиентами.