Поднявшись, Сашка понял, что спал в холщовых штанах и такого же материала рубахе. Похожую одежду он видел в том самом музее вчера. Да и сама изба изнутри походила на музейную копию. Только вот пол был глиняный, обмазанный какой-то зеленой субстанцией. В музее же было дощатое покрытие. Не было сегодня и витрины с медалями, одну из которых Сашка вчера так удачно продал. Но стоп? А как же школа? Уроки?
Здравствуйте, меня зовут Евгений. Вы на канале "О прошлом и настоящем". Это вторая часть рассказа о 14-летнем парне, попавшем из нашего времени в 1945 год.
Первую можно прочитать ЗДЕСЬ
Парень промелькнул мимо знакомой женщины, по пути ища обувь. Но ничего не нашел. В сенцах стояла пара лаптей да большие резиновые сапоги. В итоге Сашка выскочил на улицу босиком.
По двору вальяжно расхаживали куры. Где-то недалеко хрипло звучала то ли радиопередача, то ли ТВ-программа. Сашка прошел по двору босиком, стараясь не угодить в свежие и подсохшие коровьи лепешки и через открытые ворота попал на улицу.
Да, это явно был не вчерашний музей. Скорее какая-то этнодеревня. Целый порядок домов, с крытой соломой крышей, разбитая донельзя грунтовая дорога вдоль них. Но что поразило Сашку больше всего, так это отсутствие электрических опор.
Безуспешно искал Сашка пластиковые окна, тарелки телевидения на стенах. Ничего похожего на признаки цивилизации первой четверти 21 века не было и в помине.
-Ладно, может я все-таки сплю, - подумал Сашка и сильно ущипнул себя. На кисти даже появилось красное пятно, но непонятная деревня не исчезала.
Парень поспешил дальше на звук. Примерно через двести метров голос усилился. Сашка увидел большую саманную избу, тоже крытую соломой, с два десятка баб и вдвое больше ребятишек самого разного возраста. На колхозной конторе был закреплен красный флаг, а рядом на столбе из "лопуха", какие подросток не раз видел в старых фильмах о войне, раздавался какой-то знакомый голос.
Как же звали этого дядьку?.. Ах, да, конечно, это был знаменитый Левитан. Его голос Сашка с одноклассниками на уроке истории слышал, когда Великую Отечественную проходили.
Слушать сводку информбюро о взятии Берлина
Говорит Москва!
ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО
Войска 1-го БЕЛОРУССКОГО фронта под командованием Маршала Советского Союза ЖУКОВА, при содействии войск 1-го УКРАИНСКОГО фронта под командованием Маршала Советского Союза КОНЕВА, после упорных уличных боёв завершили разгром Берлинской группы немецких войск и сегодня, 2 мая, полностью овладели столицей Германии городом БЕРЛИН* - (сводка советского информбюро)
Сашка недоуменно покосился на массовку. Неужели фильм снимают? Но как все естественно и натурально! И потом, где операторы, видеокамеры, вся их прислуга? Озадаченный он ни сразу понял, что случилось. Бабы вдруг разом зарыдали. А ребятишки, один за другом что-то осознав, закричали: "Победа, Победа. Ура!!! Мы победили...".
Плач, смех, картузы, взлетающие в воздух... Сашка не мог оторвать взгляда от этой действительно натуралистичной картины. По глазам людей читалось, что действительно Берлин пал, фашистов победили. А значит сегодня май 1945-го, кажется, это 2 числа случилось. Это что же получается - он в прошлое попал? Но как?
Сашка до конца не мог поверить в эту догадку. Он вбежал в колхозную контору.
-Ну-ка, сынок, помоги, - обратился к нему мужик с деревянным протезом. -Я один не дотащу. Давай пяток ребятишек сюда. Нужно стол и стулья вынести. Сейчас митинг будем проводить. Радость-то какая, победили мы их, гадов!
Сашка почему-то решил, что это председатель колхоза. Именно такими он себе их и представлял. В военном кителе, с усами. Мужественное лицо, а на груди медаль "За отвагу". Но эта нога, облаченная в примитивный протез? Разве не могли современный приобрести? Тут же эргономики ноль. Какие-то ремешки кожаные, колотушка деревянная... Но стоп, это же 1941 год? Нет, не верю.
Сашка схватил со стола свежую газету. Это была "Правда" за 1 мая 1945 года.
Если бы снимали фильм, наверняка напечатали бы номер о взятии Берлина. А тут 1 мая, что вообще за день? Ах да, это же праздник, День весны и труда. Все это прокрутил в голове за какие-то секунды. Позже парень узнал, что это действительно председатель местного колхоза "Путь Сталина".
-Ну ты чего хмурый, пацан, - обратился к Сашке Иван Макарович. - Радоваться надо. А ну-ка кликни ребят, пусть стол вынести на улицу помогут. Сейчас митинг проводить будем.
Сашка вышел на улицу, подошел к мальчишкам, и уже через мгновение в контору ввалилась целая гурьба босоногих юнцов. На улицу вынесли стол, накрыли его красной скатертью.
Председатель подождал, когда соберется все население деревни. Через полчаса возле конторы образовалась полутысячная радостная толпа - в основном, старики, бабы, дети и подростки. Мужиков были единицы. Сашка понял, что остальные были на фронте.
Иван Макарович выступил с обращением. Еще раз пересказал тем, кто не слышал, сообщение Левитана о взятии Берлина. Вновь в воздух полетели детские картузы.
У председателя подступили слезы. Он говорил с трудом.
-Товарищи, враг разбит, мы победили, пала фашистская столица. Слава Красной армии и нашему главнокомандующему товарищу Сталину. Уррра!!! - закричал Иван Макарович.
Народ подхватил последнее слово. "У-рррр-аааа, у-рррр-аааа, у-рррр-аааа" разнеслось по всей деревне.
К председателю подошли два мужика, что-то начали доказывать ему на ухо. Он согласился, махнул рукой стоящему неподалеку пареньку.
-Ей, Ванька, беги за гармошкой. Да ко мне зайди. В серванте две поллитры найдешь. Сегодня праздновать будем. Объявляю выходной, - сказал он так, что услышали почти все.
И вновь раздалось ликованье.
Откуда-то появились столы, лавки, угощение. Правда, оно было более чем скромное: моченые грибы, яблоки, соленые огурцы, вареная картошка, молоко. Кто-то даже самовар притащил.
Сашка понял, что голоден и вместе с другой ребятней налетел на угощение. Принесли и две поллитры для взрослых.
-Я ведь их с 41-го берег, знал, что этот день настанет, - говорил председатель. - Выпьем, бабоньки, за нашу Победу.
Заиграла гармошка, ребятишки и молодежь пустилась в пляс. Сашка, наконец, утолил голод и решил пойти разведать обстановку.
Голову буравили мысли: 2 мая 1945-го. Но как и зачем я здесь, думал он. Неужели все из-за этого треклятого ордена, то есть медали. Экскурсовод рассказывала, что ею колхозника наградили за высокий урожай пшеницы. Как же фамилия его была, Купцов вроде.
Сашка остановил одного парнишку, по виду младшеклассника: "Послушай, как у председателя фамилия?"
-Купцов Иван Макарыч, а ты кто вообще такой, я тебя впервые вижу? - спросил у Сашки бойкий паренек.
-В гости к дальней родственнице приехал, - соврал Сашка. - Он и не знал толком, что говорить.
-А-а-а, понятно, - не стал больше допытываться малец и побежал по своим делам.
-Вот оно что. Выходит я этого самого председателя обокрал. Но медали такой я на нем не вижу. Может, еще не наградили? Экскурсовод говорил что-то про послевоенный труд. Почему же я в 1945-м? И в мае? Стоп! Когда пшеницу убирают? Гм. Вроде в июле или в августе. Это что получается, я здесь не зря?.. Значит еще три месяца до этого?
Сашка решил вернуться в дом, где необъяснимым образом материализовался, и расспросить обо всем подробнее тетку, которая почему-то называла его сынком.
Читать продолжение