“Так говорит Кир, царь персидский: «Все царства земли дал мне Господь, Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас — из всего народа Его, — да будет Бог его с ним, и пусть он идет в Иерусалим, что в Иудее, и строит дом Господа, Бога Израилева, Того Бога, Который в Иерусалиме...»” (Ездра 1:2, 3).
Воистину Бог ходит неисповедимыми путями, творя Свои чудеса. Нигде не найти лучшего примера Божьего провидения, чем в Езд. 1.
Книга Ездры рассказывает о возвращении иудеев в свою землю, о восстановлении ими по своем прибытии храма и о реформах в их религии. Каким образом все это стало возможно? Согласно главе 1 все началось с указа Кира — царя Мидо-Персии, языческого правителя. Для достижения Своих целей Бог использовал языческого правителя. Завоевав город Вавилон в 539 г. до н.э., Кир издал указ, о котором говорится в стихах 2-4 (а также во 2 Пар. 36:22, 23). В результате в первый год его правления большая группа иудеев покинула Вавилон и возвратилась в Иудею.
Экскурс в историю:
На последнем этапе своей истории как независимого государства южное царство Иудея являлось частью Вавилонской империи. Несколько раз иудеи восставали против Вавилона, но каждый раз вавилоняне применяли военную силу против Иудеи, подавляли восстание и уводили с собой группу иудеев в Вавилон. Это произошло около 605 (как записано в Дан. 1:1-4), затем около 597 (4 Цар. 24:10-17) и снова около 586 г. до н. э. (4 Цар. 24:20). Когда иудеи подняли восстание в 587 или 586 г., против них выступил царь Навуходоносор, который покорил народ, разрушил Иерусалим и храм и приступил к масштабному переселению иудеев в Вавилон (4 Цар. 24:20—25:21; 2 Пар. 36:17-21).
Только самые бедные из иудеев остались на своей земле (4 Цар. 25:12). Кроме того, на бывшей территории северного царства Израиль жили потомки народов, переселенных туда столетием ранее ассирийцами, когда они увели в плен жителей северного царства (4 Цар. 17:22-41). Эта земля к северу от Иудеи впоследствии стала называться Самарией, а ее жители — самарянами (4 Цар. 17:26, 29).
Поначалу жизнь, должно быть, была трудной для угнанных в плен. Их любимый город был разрушен. Они были чужестранцами в незнакомой стороне, и поэтому, вероятно, к ним относились свысока. Но самое важное, они лишились своего храма — места их поклонения! Как им было поклоняться Богу без храма? (Читайте Пс. 136).
Все же ситуация не осталась абсолютно безнадежной. Некоторые иудеи достигли высокого положения: сперва в правительстве Вавилона, а затем среди государственных чиновников Персии. Иеремия говорил своим собратьям, что, вопреки утверждениям лжепророков, они пробудут в плену долго — семьдесят лет; поэтому они должны осесть в Вавилоне (см. Иер. 29:4-10). Очевидно, иудеи сделали так, как он учил их, и многие преуспели. Многие даже, получив возможность возвратиться в Иудею, решили остаться в Вавилоне. Оставшиеся были достаточно состоятельными, чтобы преподнести щедрые дары тем, кто возвращался (ст. 6).
То, что иудеям было позволено возвратиться, было политикой Кира и в отношении других плененных народов. Ассирийцы и вавилоняне проводили политику переселения причинявших им беспокойство народов, чтобы усмирить и деморализовать их. Персидские цари, напротив, позволили переселенным народам возвратиться на родину, возможно, для того, чтобы завоевать их расположение и, следовательно, верность. Политика Кира служила Божьим целям. В результате его указа почти пятьдесят тысяч людей возвратились из Вавилона в Иудею. Кир не только позволил иудеям вернуться, он также возвратил им оставшиеся ценности, которые царь Навуходоносор вывез из храма, когда захватил Иерусалим (ст. 7-11; см. 4 Цар. 24:12, 13; 25:14-16; 2 Пар. 36:7).
Что мы можем узнать о Боге и Его отношениях с человеком из событий, описанных в Езд. 1? Здесь очевидны, по крайней мере, четыре истины.
ЕМУ ПРИНАДЛЕЖИТ ВЕРХОВНАЯ ВЛАСТЬ
Во-первых, Богу принадлежит верховная власть. Кир издал указ, но главной причиной возвращения иудеев был Бог. Об этом четко говорится в тексте: “Возбудил Господь дух Кира, царя персидского, и он повелел объявить по всему царству своему” (ст. 1). Это произошло так, как предсказывал Исаия в Ис. 44:28—45:5. Бог назвал Кира Своим пастырем и помазанником и сказал, что поставил Кира над его царством ради Израиля, указав на то, что с помощью Кира будут восстановлены Иерусалим и храм.
Кир был орудием в руках Божьих. Знал ли Кир об этом? Маловероятно. Согласно одному небогодухновенному преданию Киру показали его имя в книге Исаии, и это заставило его издать указ о возвращении иудеев, но нет никаких доказательств того, что так оно и было.
Кир действительно назвал имя Бога, но это не обязательно подтверждает то, что он был истинным верующим. У древних правителей было в обычае признавать присутствие и силу любого бога, о котором они говорили, и они часто воздавали почести выбранному ими на данный момент богу, говоря о нем, как если бы он был единственным богом. Возможно, их отношение было таким, каким могло быть мое отношение, если, живя в одном царстве, я бы посетил другое. В этом царстве, где я гостил, я бы, конечно, называл его правителя “Царем”, не упоминая при этом, что я-то присягал другому царю. Подобным же образом, в то время было общепринято верить во многих богов, но говорить о каком-то особом боге так, как если бы он был единственным богом.
Кроме того, в словах Кира мы находим нечеткое представление о Боге. Кир называл Его “Господом Богом небесным” (ст. 2), “Богом Израилевым” (ст. 3) и “Богом, Который Иерусалиме” (ст. 3). Несомненно, Бог является “Богом небесным” и “Богом Израилевым”, но ни один истинно верующий не описал бы Его как “Бога, Который в Иерусалиме”, ибо Он вездесущ.
В дополнение к сказанному, Библия ясно говорит о том, что Бог может использовать языческих правителей в Своих божественных замыслах. Какими бы могущественными ни были земные цари, Бог сильнее! Он превыше всего, управляет всем — “Царь царей и Господь господствующих”. Он дает всю власть: “Всевышний владычествует над царством человеческим, и дает его, кому хочет” (Дан. 4:17); “Нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены” (Рим. 13:1). По Его соизволению мы живем и движемся и существуем (см. Деян. 17:26-28). Когда Пилат пригрозил Иисусу своей властью, Иисус ответил: “Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе” (Ин. 19:11).
Для достижения Своих целей Бог действовал через Кира — неверующего, языческого правителя, человека, который не знал, что выполнял Божью волю. Нас это не должно удивлять: Библия дает ясные примеры того, как Бог использует в Своих целях языческих правителей. Когда враги Божьего народа одерживали военные победы, это всегда происходило потому, что Бог позволял им. По поводу завоевания Ассирией Израиля и переселения его жителей в 4 Цар. 17:23 говорится, что “Господь отверг Израиля от лица Своего... И переселен Израиль из земли своей...”
В наши дни христиан может утешить знание того, что, когда зло, кажется, царит на земле, Бог управляет правителями и позволяет им править только потому, что это соответствует Его замыслам. В конечном счете, так как Богу принадлежит верховная власть, Его дело восторжествует.
Поэтому можно верить, что Бог все равно достигнет Своих целей в наши дни. Предвечное определение Бога — спасти тех, кто повинуется Ему через Христа в церкви (Еф. 3:8-12). Те, кто в церкви, которая есть “столп и утверждение истины” (1 Тим. 3:15), должны рассказывать о предвечном определении Бога и предлагать Его дар спасения всем людям. Временами может казаться, что желанию Бога препятствуют, что лишь немногие примут Его дар спасения, но мы можем не сомневаться, что в конечном счете Бог достигнет Своей цели.
ОН ВЫПОЛНЯЕТ СВОИ ОБЕЩАНИЯ
Во-вторых, Бог выполняет Свои обещания. Текст говорит, что Кир позволил иудеям возвратиться “во исполнение слова Господня из уст Иеремии” (ст. 1; см. Иер. 29:10). Бог обещал через семьдесят лет вывести свой народ из плена, и Он сдержал Свое обещание.
Это, несомненно, является неизменным свойством Бога. “Чисто слово Господа” (2 Цар. 22:31; см. также. 2 Пет. 3:9). Бог выполнил Свое обещание, данное Аврааму, хотя между этим обещанием и рождением обещанного сына Исаака прошло двадцать пять лет. Несмотря на грехи Израиля, Бог выполнил Свое обещание привести Израиль в Ханаан.
Точно так же мы можем быть уверены в том, что Бог будет выполнять Свои обещания в наши дни и в будущем. Он спасет тех, кто повинуется евангелию (2 Фес. 1:8, 9; Деян. 2:38). А верных Ему Он возьмет на небеса (Отк. 2:10).
ОН ДОСТИГАЕТ СВОИХ ЦЕЛЕЙ
Далее из текста мы узнаем, что Бог достигает Своих целей. В случае с Киром и иудеями Божий замысел требовал того, чтобы иудеи возвратились на свою родину. Это подчеркивает связь между землей, которую Бог дал Израилю, и обещанием послать в мир Мессию. С приходом Мессии цель была достигнута; следовательно, начиная с новозаветного времени у Израиля не было особого права, данного Богом, на “Святую Землю”.
ЕГО ПРОВИДЕНИЕ ПОСТОЯННО
В-четвертых, Бог действует в мире через Свое провидение. В библейские времена Бог иногда действовал через чудеса. Чудеса были реальными. Они имели место в истории; они происходили в определенное время и в определенных местах. Но и тогда Бог порой действовал не с помощью чудес, а по Своему провидению. В жизни Иосифа, например, были и чудеса и Божье провидение, которым Он достигал Своих целей.
В случае с Киром, кто бы в ту эпоху мог знать, что восхождение Кира к власти произошло благодаря провидению Божьему? Тем не менее, так оно и было: Бог возвысил Кира, чтобы возвратить Свой народ домой (Ис. 44:28—45:6). Он сделал это не с помощью чуда, а по провидению.
В наши дни Бог не действует через чудеса (1 Кор. 13:8-13), но Он по-прежнему действует по Своему провидению. Самое лучшее подтверждение этой мысли в Новом Завете находится в Рим. 8:28: “Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу”. Учитывая такое заверение, христиане могут не сомневаться, что Бог действует через людей и события для достижения Своих целей. Он может действовать не только через добрые дела Его народа, но также через греховные поступки, злых людей, природные явления и явно случайные, “внеплановые” происшествия. Поэтому христиане верят, что они живут не в бессмысленной вселенной. Но Бог может придать, придает и будет придавать смысл жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Езд. 1 открывает нам несколько важных истин о Боге: у Него есть власть над земными царями, Он выполняет Свои обещания, Он достигает Своих целей и Он действует через Свое провидение.
Зная эти истины, христиане могут спокойнее спать по ночам, даже когда зло, кажется, побеждает повсюду, когда дни беспросветны. Они знают, что за нынешней тьмой стоит Всемогущий Бог, который в конечном счете — как Он это сделал в дни Ездры — восторжествует над лукавым, одержит победу и приведет Свой народ домой!