Сегодня Михаил Врубель известен любителям искусства в первую очередь как автор живописных работ. Но на самом деле он творил во многих жанрах, в том числе декоративно-прикладных. В столице сохранилось немало домов, где Врубель либо трудился над своими картинами и иллюстрациями, либо принимал непосредственное участие в декорировании внешнего или внутреннего убранства зданий. Мы предлагаем прогуляться по адресам, связанным с его биографией.
Надо отметить, что как художник при жизни он оставался непонятым и непринятым. Зато оказался очень успешен как автор скульптур, майоликовых панно и даже — иллюстраций для фантиков конфет шоколадной фабрики «Эйнем» (после 1917 года —«Красный Октябрь»).
Флигель городской усадьбы Саввы Мамонтова. Улица Садовая-Спасская, дом 6, строение 2
Московский период в жизни Врубеля был не очень долгим, но, пожалуй, самым ярким и насыщенным. По легенде, в Москву художник приехал за красавицей-циркачкой — случайно, на несколько дней. Встретил друзей — Константина Коровина и Валентина Серова, да и задержался почти на полтора десятка лет. Богемную жизнь молодых и беззаботных художников сам Коровин много позже опишет не без юмора: «Денег у Михаила Александровича не было ни рубля, он взял у меня двадцать пять рублей — у меня тоже было плохо, пошли в магазин на Кузнецкий мост и купили духи, мыло «Коти» … Еще купили самый лучший ликер, и через неделю у нас ничего не было. Михаил Александрович вздумал сам готовить. Послал дворника за яйцами, положил их в печь, в уголья — они все лопнули. Я смеялся, он обиделся».
Именно друзья познакомили Михаила Врубеля с Саввой Мамонтовым, сыгравшим огромную роль в жизни художника. Вероятно, с помощью Саввы Ивановича Врубель получил свой первый крупный московский заказ и стал одним из художников юбилейного двухтомника Лермонтова. Выполненные черной акварелью, полные драматизма и экспрессии, иллюстрации к поэме «Демон» сегодня признаны вершиной мастерства Врубеля-графика. А в 1891 году критики в пух и прах разгромили их за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость».
Одновременно с иллюстрациями художник написал первое свое большое полотно на эту же тему — «Демон сидящий». Работа над картиной шла в доме Мамонтова на Садовом кольце. Сегодня от этого дома сохранился только дворовый флигель, над переделкой которого трудился Врубель. Фасады здания были отделаны майоликой, не сохранившейся до наших дней, над въездными воротами помещалась львиная маска. Два майоликовых камина и две печи, сделанные по эскизам художника, можно увидеть в музее-заповеднике «Абрамцево».
Усадьба Казакова — Дункер — Цетлина. Поварская улица, дом 9, строения 1–1А
Абрамцево, подмосковное имение Мамонтова, стало местом, где Врубель начинает работать с майоликой. Получается удивительно хорошо, выгодные заказы поступают один за другим.
В 1894 году к художнику обращается Елизавета Дункер — племянница поэта Афанасия Фета и дочь известного московского коллекционера и предпринимателя Дмитрия Боткина. Накануне она стала владелицей старинной усадьбы на Поварской улице, некогда принадлежавшей князьям Хованским, а затем сменившей множество хозяев. Дункер кардинально перестроила особняк и попросила Врубеля заполнить три ниши, предоставив ему право свободного выбора темы.
Художник выбрал «Суд Париса» — традиционный сюжет в мировой художественной культуре: троянский царевич Парис должен определить прекраснейшую из трех богинь. Выбирая между Юноной, Минервой и Венерой, царевич предпочел последнюю, прельстившись ее обещанием подарить ему любовь Елены Прекрасной, жены греческого царя Менелая. Богиня любви и красоты получила заветный приз — золотое яблоко, царевич — Елену, а троянцы — войну с греками и гибель своего государства.
Однако Врубель как всегда подошел к теме по-своему. Вместо трех обнаженных красавиц он изобразил три загадочные фигуры, скрытые в клубящихся складках. Заказчица «ребус» не оценила и не оплатила работу. Тогда художник решил написать взамен панно «Венеция» и плафон, расписанный цветами. Одобрен был только плафон.
Сегодня работы, выполненные для этого особняка, можно увидеть на родине художника, в собрании Омского музея изобразительных искусств, а также в коллекции Русского музея.
В здании на Поварской улице в 2002–2004 годах проведена комплексная реставрация, после чего оно передано посольству Кипра.
Особняк Зинаиды Морозовой, улица Спиридоновка, дом 17
Пожалуй, самые яркие из московских проектов Врубеля были созданы в содружестве с архитектором Федором Шехтелем, одним из выдающихся представителей стиля модерн.
Над особняком жены великого русского мецената Саввы Морозова зодчий и художник работали четыре года. Это был первый крупный заказ «входящего в моду» Шехтеля и никому почти неизвестного Врубеля. Для малой столовой особняка им были написаны панно «Утро», «Полдень» и «Вечер». Художник также выполнил скульптуру для парадной лестницы и сделал рисунок витража с изображением рыцаря на коне.
Дом Зинаиды Морозовой стал центром культурной жизни Москвы своего времени. Здесь бывали Сергей Витте, Антон Чехов, Владимир Немирович-Данченко, Исаак Левитан, Александр Бенуа. После смерти Саввы Морозова вдова продала роскошный особняк предпринимателю и меценату Михаилу Рябушинскому. После революции дом был национализирован, здесь выступал Ленин, размещались различные учреждения. А в 1920-х годах во время перепланировки в доме был обнаружен тайник с картинами русских художников из собрания Рябушинского, среди них были и работы Врубеля. Сейчас в этом здании Дом приемов российского МИДа.
Усадьба Алексея Морозова. Подсосенский переулок, дом 21
Шехтель пригласил Врубеля оформить дом еще одного Морозова — Алексея Викуловича, промышленника и коллекционера, представителя одной из ветвей знаменитого рода. Для его особняка в Подсосенском переулке был создан триптих «Фауст». Работа была оплачена более чем щедро. На полученные от Морозова 5000 рублей художник устроил обед в гостинице «Париж», пригласив не только множество друзей, но и немало случайных знакомых, а также всех постояльцев. Весь гонорар ушел на оплату этого грандиозного пира, и художник еще остался должен рестораторам.
Партнерство Шехтеля и Врубеля подарило Москве множество изумительных по красоте и отделке построек в стиле модерн. Среди них и здание Ярославского вокзала, над интерьерами которого художник работал вместе со своим другом Константином Коровиным.
Гостиница Метрополь. Театральный проезд, дом 2
Пожалуй, самое известное из московских сооружений, связанных с именем Михаила Врубеля — гостиница «Метрополь». На фасаде здания можно увидеть легендарное декоративное панно Врубеля — «Принцесса Греза». Впрочем, это сегодня его смело можно назвать легендарным, в 1896 году, когда оно было представлено публике, его называли иначе — скандальным.
Панно стало одним из двух, созданных специально к XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде. Художественным отделом заведовал Савва Мамонтов, и именно он поручил Врубелю заполнить два больших пустующих пространства большими панно, причем сделать это было нужно всего за три месяца.
Выбор художника пал на сюжет былины о Микуле Селяниновиче — простом пахаре, обладающем невиданной силой. Темой для второго панно стала «Принцесса Греза» — одноименная пьеса Эдмона Ростана только что была поставлена в Санкт-Петербурге. Грустная и возвышенная история любви принца Жофруа Рюделя к прекрасной принцессе, которую он никогда не видел, быстро стала необычайно популярной.
Чтобы успеть в срок, в Москве Врубель делал эскизы, в Нижнем Новгороде по ним работали местные художники. Однако жюри Академии художеств, ознакомившись с работами, вынесло вердикт: на выставке им не бывать. Панно все же увидели свет, правда, для этого Савве Мамонтову пришлось построить специальный павильон под названием «Выставка декоративных панно художника М. А. Врубеля, забракованных жюри Императорской Академии художеств». Впрочем, вскоре последние слова пришлось закрасить.
Критики работу разгромили, зато публика выстраивалась в очередь, чтобы ее увидеть. После закрытия выставки полотно Врубеля осталось у Саввы Мамонтова. На его гончарном заводе было выполнено майоликовое панно «Принцесса Греза» для строящейся гостиницы «Метрополь». С тех пор более века оно смотрит на Москву с высоты птичьего полета.
В 1917 году картина «Принцесса Греза» попала в Большой театр, где оказалась забытой на долгие годы. Холст нашли при разборе старых складских помещений в 1956 году и передали в Третьяковскую галерею. При реконструкции музея это произведение заняло центральное место в новом помещении — зале Врубеля.
Усадьба Салтыковых-Чертковых. Мясницкая улица, дом 7
Еще одно здание, где Федор Шехтель и Михаил Врубель работали вместе, — усадьба Салтыковых-Чертковых, или дом Черткова на Мясницкой. Здание и его история сами по себе достойны внимания: здесь ночевал Наполеон в дни, когда французская армия взяла Москву, бывали Пушкин, Жуковский, Гоголь, в доме был организован первый бесплатный читальный зал в Москве. Шехтель был одним из членов литературно-художественного кружка, собиравшегося здесь, а затем получил заказ на создание беломраморной лестницы.
По заказу владельцев Врубель изготавливает в абрамцевских мастерских один из своих знаменитых каминов. Созданный в стиле модерн, камин в доме Черткова изображает нимф и сатиров, которые резвятся под тенью деревьев. Как это не покажется удивительным, но при всей его изысканной красоте камин не был исключительно элементом декора. Его топили, так же, как и его «собрата», который сегодня хранится в Третьяковке. Художник выполнил для разных заказчиков несколько каминов, и пять из них были сделаны по сюжету былины о Микуле Селяниновиче, как и панно для Нижегородской выставки.
Доходный дом адвоката Плевако. Новинский бульвар, дом 18а
Доходный дом одного из самых блестящих юристов Российской империи сегодня является жилым, при этом он признан объектом культурного наследия.
Здание украшено майоликовыми панно и изразцами, выполненными по эскизам Врубеля. Панно Савва Мамонтов подарил Федору Плевако для строящегося доходного дома в знак благодарности за то, что адвокат защищал его в суде. Промышленника обвинили в злоупотреблениях в обществе Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги. Блестящая речь Плевако в его защиту и последовавший за ней оправдательный приговор публика встретила рукоплесканиями. Меценат был разорен, но сохранил честное имя.
Врубель был в числе постоянных гостей в доме адвоката — вместе с режиссером Константином Станиславским, великим певцом Федором Шаляпиным, актрисой Марией Ермоловой.
Доходный дом Стахеева. Лубянский проезд, дом 3
Последний московский адрес художника — дом № 3 по Лубянскому проезду. Доходный дом, где он снимал квартиру, принадлежал купцу, золотопромышленнику, меценату Николаю Стахееву, страстному любителю и коллекционеру живописи.
Два года, проведенные здесь, стали для Врубеля временем счастья из-за рождения сына и фанатичной работы над образами Демона. Не окончив «Демона летящего», он начинает писать «Демона поверженного». Работает одержимо, по 14 часов в день, вновь и вновь переписывая уже законченную, казалось бы, картину. Раз в день он надевает пальто, открывает форточку и четверть часа вдыхает холодный воздух, глядя на Лубянский проезд из окна: это называется прогулкой. Врубель раздражен, мало спит и почти не общается с женой и сыном.
«Демон поверженный» был холодно принят московской публикой, но произвел фурор на выставке в Санкт-Петербурге. Однако художник каждое утро, когда в залах было мало посетителей, вносил изменения в картину: стирал и накладывал краски, менял позу и фон, бесконечно переделывал лицо. Наблюдавший за этими попытками Александр Бенуа писал: «Верится, что Князь Мира позировал ему. Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слез волнующих картинах. Его Демон остался верен своей натуре. Он, полюбивший Врубеля, все же и обманул его. Эти сеансы были сплошным издевательством и дразнением. Врубель видел то одну, то другую сторону своего божества, то сразу ту и другую, и в погоне за этим неуловимым он быстро стал продвигаться к пропасти, к которой его толкало увлечение проклятым».
Дом Стахеева сегодня москвичи знают как музей Маяковского: после революции здесь была коммуналка, где жил поэт. Возможно, когда-нибудь на этом здании появится и мемориальная доска с напоминанием о гениальном художнике, признание к которому пришло слишком поздно.
Маршрут прогулки в Google maps
Маршрут прогулки в PDF-формате
Справка:
Банк ВТБ и Государственную Третьяковскую галерею связывают многолетние партнерские отношения. Масштабная выставка работ Михаила Врубеля, генеральным спонсором которой выступает банк ВТБ, откроется в ноябре 2021 года в Новой Третьяковке на Крымском валу. Здесь будет представлено более 300 произведений художника из 14 российских и зарубежных музеев. Более 100 работ поступит в экспозицию из Государственного Русского музея (Санкт-Петербург).