В 50-е годы в Советском Союзе преобладала концепция нанесения авиаударов по наземным целям со средних и больших высот. С появлением зенитно-ракетных комплексов эта концепция начала существенно меняться.
Теперь, для прорыва средств пво противника, самолёты были вынуждены летать на малых и сверхмалых высотах, что затрудняло их обнаружение и уничтожение.
Находившиеся на вооружении самолеты уже не подходили этим требованиям. Поэтому, в 1963 году было принято решение начать разработку нового тактического фронтового бомбардировщика.
Главными требованиями, соответственно, стали: возможность сверхзвукового полета на малых высотах и укороченные взлёт и посадка. К тому же, новый самолет должен был стать всепогодным, а также иметь возможность эффективно выполнять боевые задачи как днём, так и ночью.
Сначала конструкторы попытались отработать идею установки на новый самолёт специальных дополнительных подъемных двигателей, чтобы повысить взлетно-посадочные характеристики. На базе Су-15 был построен опытный образец. Исходя из результатов испытаний, от этого решения пришлось отказаться.
Тогда разработчики пошли другим путём. Было принято решение разрабатывать самолёт с крылом изменяемой стреловидности, чтобы повысить характеристики во всех режимах полёта.
Изменяемая стреловидность крыла, в то время, уже не была новинкой. Макет самолёта с изменяемой стреловидность уже был представлен американцами в 1965 году, на выставке в Ле Бурже. А в 1967 году тактический бомбардировщик США F-111 был показан в металле на выставке в Париже.
Советский авиаконструктор Олег Сергеевич Самойлович присутствовал на этой выставке. Считается, что множество фотографий F-111, сделанных тогда Олегом Сергеевичем, значительно ускорило разработку советской машины.
Первый полёт нового прототипа состоялся в 1970 году. Уже в 1974 году в войска начали поступать серийные образцы. А в 1975 году самолёт был принят на вооружение СССР под обозначением – Су-24.
Особенности конструкции
Конструкция Су-24 представляет собой широкий фюзеляж, типа полумонокок, с высокорасположенным крылом изменяемой стреловидности. В хвостовой части установлены цельноповоротные консоли стабилизатора, киль, подфюзеляжные гребни и отсеки для двух турбореактивных двигателей АЛ-21-Ф3. Шасси 3-стоечное.
- Длина: 24,6 м.
- Максимальный размах крыла: 17,6 м.
- Высота: 6,2 м.
Воздухозаборники двигателей расположены по бокам фюзеляжа. Каждый двигатель обеспечивает тягу на форсаже в 11200 кгс.
- Максимальная скорость: 1700 км/ч.
- Практический потолок: 11 км.
Два члена экипажа располагаются на катапультируемых креслах, бок о бок в двухместной кабине. Пилот находится слева, штурман справа. Такое расположение стало возможным за счёт широкого фюзеляжа, который таковым стал из-за больших размеров установленного РЛС "Орион". Управление дублированное.
Стреловидность крыла меняется в диапазоне от 16 до 69 градусов и имеет 4 рабочих положения: взлетно-посадочное, два дозвуковых и сверхзвуковое.
В состав прицельно-навигационной системы входит радиолокатор предупреждения о столкновении с наземными препятствиями, позволяющей совершать сверхзвуковой полёт с автоматическим огибанием рельефа на высоте 200 метров.
Вооружение
ПНС "Пума" даёт возможность эффективного обнаружения и уничтожения цели в круглосуточном и всепогодном режимах.
Самолёт оснащён 6-ствольной 23-мм. авиапушкой ГШ-6. Боекомплект рассчитан на 500 выстрелов. Для остального вооружения предусмотрено 8 узлов подвески, оснащенных специальным механизмом поворота. Такой механизм обеспечивает параллельное расположение вооружения во всём диапазоне стреловидности крыла.
Первые модификации могли быть оснащены:
- блоками неуправляемых ракет;
- неуправляемыми авиабомбами (от 100 до 1500 кг.);
- управляемыми ракетами "воздух-поверхность" с радиолокационной головкой самонаведения.
Су-24М
В момент принятия на вооружение Су-24 уже являлся устаревшим. Главным недостатком являлось отсутствие возможности нести управляемое вооружение с лазерным наведением.
Поэтому, сразу же начались разработки новой модификации. Уже в 1976 году свой первый полёт совершил Су-24М. Он, в последствии, стал самой массовой модификацией бомбардировщика.
Главным нововведением стала новая прицельно-навигационная система. Она позволила оснащать самолёт корректируемыми авиабомбами и ракетами с лазерной, телевизионно-командной, телевизионной системой наведения.
Добавлена была и штанга для дозаправки бомбардировщика в воздухе. Из-за новой прицельно-навигационной аппаратуры немного изменилась носовая часть самолёта.
Су-24М2
В 2007 году в войска начали поступать серийные образцы модификации Су-24М2.
Главной особенностью является новое радиоэлектронное оборудование, которое позволяет оснащать Су-24 всем комплексом вооружения, разработанным для Су-34.
Заявлено, что новое бортовое оборудование позволяет осуществлять полёт с огибанием рельефа на высоте 30 метров.
Помимо этого, за всё время существования, Су-24 производился в модификации разведывательного самолета (Су-24МР) и постановщика помех (Су-24МП).
Больше статей: Су-75 "Чекмейт" | Су-57 | Су-27 | Миг-29 | Ту-160 "Белый лебедь" | F-22 "Raptor" | F-35 "Lightning II" | F-15 "Eagle" | B-1B "Lancer" | "Rafale" | J-20 | XB-70 "Валькирия" | Ту-22 | Су-47 "Беркут" | МиГ-21 | Saab JAS 39 | F-16 | Су-25 | Т-4 "Сотка" | А-10 "Тандерболт 2"
Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые публикации!
До встречи на канале Милитари Клан!
#самолеты #истребители #авиация #оружие #военная техника