Продолжение истории о походе из Бахчисарая в Ялту. Часть 3.
— Только по темноте в горы не ходи, дождись рассвета! — сказал мне на прощание работник водоканала в Счастливом, с которым я разговорился накануне вечером. Конечно, я послушался разумного совета, и переночевал на турстоянке у Многоречья. Позавтракав и приготовив на костре чаю в дорогу, как только стало светать, начал выдвигаться.
Поднимаюсь на яйлу с севера
По началу мне казалось, что совет не идти в темноте был напрасным — сперва шел по хорошо накатанной колее. Дорогу от Многоречья на Плато местные называют "Екатерининской" – она тщательно выложена булыжниками. В советское время дорога была расчищена бульдозерами когда строился газопровод на яйле, для строительных целей она используется как один из самых простых подъемов на Яйлу, в том числе для грузовиков.
Однако на высоте порядка 700 метров уже начался снежный покров. Снег был хоть и неглубокий, но после развилки дорог, на которой я свернул с основной дороги налево — я оказался на заснеженном участке практически без следов. Ориентировался в основном по просеке деревьев, кое-где были метки, указывающие на тропу. А деревья по дороге попадались весьма примечательного вида:
Расстояние от Многоречья до перевала относительно небольшое, но из-за снега поднимался небыстро. И конечно уже чувствовалась накопившаяся усталость, ведь накануне я стартовал из Бахчисарая!..
Много раз поднимался на Яйлу по южным склонам, но как интересно было теперь идти с северной стороны! Наверх я поднялся по тропе, идущей мимо родника Беш-Текне, примерно к 8 утра оказавшись в районе поляны «Кош».
Турстоянка «Кош» и развалины хижин пастухов
В районе турстоянки «Кош» находится немало развалин каменных сооружений. Это были многочисленные летние хижины чабанов, которые пасли на яйле рогатый скот (в основном – овец и коз).
Собственно, и само слово "яйла" в переводе означает "летнее пастбище".
На самой Ялтинской яйле возле тропы на Иограф до сих пор можно обнаружить остатки каменно-бетонных поилок для скота. Воду туда привозили трактором от родника.
Местные жители рассказывают, что до начала 1960-х годов делались и попытки выращивать в этом районе картошку — плантация находилась на лугу над источником Беш-Текне. Ещё одно картофельное поле было на известной многим Артековской поляне у перевала Гурзуфское седло.
Выпас скота на яйле был запрещен в начале 60-х годов после создания комплекса водохранилищ у села Счастливое и прокладки тоннеля-водопровода в Ялту. А в 1973 году, когда на базе Ялтинского лесхоззага организован Ялтинский горно-лесной государственный заповедник, и формально ведение подобной деятельности на яйле было запрещено полностью.
Я чуть отдохнул на турстоянке после подъема, попил чаю, полюбовался видами в северном направлении. Особенно интересно было увидеть вдалеке Тепе-Кермен, где был накануне!..
Остатки ствола старого дерева также привлекли мое внимание:
К памятнику партизанам
Оказавшись на плато, сперва я отправился к памятнику партизанам, расположенному чуть западней урочища Хошлар. Плато практически все было в снегу, я шел по колеям авто и прочим следам.
Зимой я стараюсь ходить по яйле в основном по проезжим дорогам и тропам, чтобы случайно не попасть в заснеженную яму, расселину или карстовую полость, которых на немало, особенно на яйле Ай-Петри. Солнце пригревало довольно сильно. От дневного тепла снег сверху немного подтаивает, а за ночь образуется корочка льда, поэтому на освещенных участках образуется довольно плотный наст, позволяющий идти не проваливаясь. Особенно удобно ходить по следам от снегоходов.
Вскоре я добрался до своей главной цели на яйле - памятнику партизанам. Я считаю этот памятник одним из лучших памятников в Горном Крыму, о чем подробно рассказывал в этой публикации.
От памятника отправился назад в восточном направлении к началу тропы Кизил-Кая. Когда шел к памятнику, на одном из северных склонов я увидел пару собак. Это был первый раз, когда я встретил собак достаточно высоко в горах, на обратном пути я шел ближе к южной части яйлы, и их не заметил. Скорей всего, это были именно собаки, поднявшиеся по дороге.
Пару слов о волках в Крыму...
Стоит, однако, упомянуть и вопрос наличия волков в Крыму. Волки были полностью истреблены в Крымском заповеднике в начале 20-го века, однако недавно в разных частях полуострова стали снова появляться информация о том, что волки снова встречаются. Судя по всему, они перебрались с материка, возможно, по Арабатской стрелке.
В 2019 году лишь начинались разговоры о том, что и в Ялтинском заповеднике изредка видят то ли волка, то ли помесь собаки с волком, так называемого "волкособа". К осени 2021 года эти звери уже не раз попадали в кадр. По некоторым сведениям, к настоящему времени в заповеднике живет уже 3-4 семьи волков...
О завершении этого похода:
О волках в Крыму:
До встречи на канале!