С моменты открытия #МЦК в Москве в 2014 году и #мцд в 2018 тема городских электричек стала необычайно популярной: всё вдруг поняли (хотя в той же Германии системы S-bahn существуют более 100 лет, но до нас пока только доходит), что пригородно-городское сообщение это очень выгодно: почти вся инфраструктура почти готова, часть поездов уже есть в виде пригородных маршрутов.
Опыт столицы: хорошо или плохо для регионов без денег?
Удачный опыт столицы у нас вообще воспринимается как истина в последней инстанции: если Собянин что-то сделал, то обязательно надо скопировать, хоть и с бюджетом в 100 раз меньше. Вроде с метро уже прошли почти: особо никто строить метро, когда нет пассажиропотоков, никто не хочет. Теперь на первый план вышла городская электричка: необычно привлекательная схема, которая позволит связать все удаленные районы города, а также пригороды. Тем более, что есть удачный опыт в России и просто массивы опыта за 100 лет в различных городах Европы. Вроде всё просто – бери и делай. Однако не всё так просто: хороших специалистов не так много, да и создать правильную городскую электричку бывает не так просто: то существующие платформы не подходят, то недостаточно окон в движении для тактового расписания, то денег на достаточное количество поездов нет, то забудут сделать пересадки на наземный транспорт или сделать билетную систему.
Планы и проекты
Тем не менее, #РЖД недавно объявило о том, что ведет переговоры с руководством уже 13 регионов, где местные агломерации собираются брать новые инфраструктурные кредиты и создавать городскую электричку. Планы, действительно, грандиозные, однако проблем уже очень много.
Городскую электричку или «#Наземку» в Краснодаре обещают уже лет пять, а городская электричка курильщика в Красноярске или Воронеже больше напоминает старую советскую электричку в новой оболочке: интервалы по 1-2 часа, никаких новых поездов и неудобные станции без пересадок на наземный транспорт.
Удачного опыта, кроме Москвы, пока еще особо нет. Но, например в Иваново, смогли сделать удобные поезда-рельсовые автобусы в пригороды: сервис более высокого уровня, однако часть проблем старой системы сохранилась.
Что же нужно для нормальной городской электрички?
- Тактовое расписание (максимум 15 минут)
- Удобные поезда
- Удобные станции, которые расположены не в промзонах
- Интеграция с единой билетной системой
- Пересадки на наземный городской транспорт
Без всего этого #городская электричка работать просто не будет: ситуация может сложиться как с метро во многих миллионниках, когда сеть есть, но пассажиров нет, и непонятно, зачем вообще всё делали.
Тем не менее, всё упирается в вопросы финансирования: пока у регионов нет денег, не будет и никаких нормальных проектов. Им просто неоткуда взяться, если есть только кредиты из федерального центра и национальные программы. Поддерживать систему будет не на что.
Также читайте мои статьи про МЦД